МОСКВА, 13 окт - РАПСИ. Президиум Верховного Суда РФ в среду отменил все судебные решения о продлении срока содержания под стражей бизнесмену Константину Пономареву, известному по тяжбе с компанией IKEA, сообщила РАПСИ его адвокат Анна Ставицкая.
Она напомнила, что высшая инстанция возбудила производство по делу после решения Европейского суда по правам человека, который счел, что при аресте бизнесмена и продлении ему меры пресечения были допущены нарушения прав - пунктов 3 и 4 статьи 5 Конвенции.
«ЕСПЧ признал чрезмерно длительное содержание Пономарева в СИЗО - более трёх лет - и указал, что суд при продлении срока содержанная под стражей опирался главным образом на тяжесть обвинения, не приводя конкретных фактов, имеющих отношение к делу, не оценив личной ситуации заявителя и не рассмотрев возможности применения альтернативных мер пресечения. Президиум ВС сегодня согласился с этой позицией», - отметила Ставицкая.
В общей сложности Верховный суд отменил 18 судебный решений, касающихся меры пресечения Пономарева в рамках первого уголовного дела.
Дела Пономарева
В конце 2020 года Солнечногорский суд Московской области назначил Пономареву окончательное наказание в виде 10 лет и 2 месяцев колонии. Суд признал предпринимателя виновным в уклонении от уплаты налогов, покушении на мошенничество с дизель-генераторами и назначил ему наказание путем сложения со сроком по первому уголовному делу.
Суд установил, что Пономарев якобы искусственно ввел в заблуждение и создал неудобства для сторон сделки по поставке дизель-генераторов в Крым, а после возникновения задолженности за использование 71 генератора неожиданно предъявил иск на 5 миллиардов рублей. Защита настаивает, что обращение Пономарева в суды не является преступлением, а именно судебная инстанция должна была определить, кто именно должен бизнесмену за пользование его имуществом.
Второй эпизод, по которому был осужден Пономарев, — уклонение от уплаты налогов, которое якобы совершил бизнесмен после перевода отсуженных у IKEA 25 миллиардов рублей на свой личный счёт в «Лесбанке». Следствие и прокуратура считают, что договор хранения, который был заключен между компанией бизнесмена и им лично, не привёл к нулевой налоговой ставке. Предприниматель должен был заплатить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а затем как физическое лицо Пономарев должен был заплатить НДФЛ, считают прокуроры и ФНС.
Это уже второй приговор в отношении предпринимателя: в октябре 2019 года вступил в силу приговор Люберецкого суда Московской области по делу о заведомо ложном доносе, которым бизнесмену было назначено наказание в виде 8 лет колонии общего режима.