МОСКВА, 12 июл - РАПСИ. Верховный суд РФ счел, что закон достаточно защищает медвежат и отказался менять правила охоты на бурого медведя.
С жалобой в апелляционную коллегию ВС РФ обратился Роман Бавыкин, который просил признать частично недействующим приложение №2 к Правилам охоты (приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 июля 2020 года №477).
Оспариваемая норма устанавливает срок охоты на бурого медведя с 21 марта по 10 июня и с 1 августа по 31 декабря.
Заявитель обеспокоился судьбой медвежат: разрешение охотиться с 1 августа по 31 декабря может привести к гибели потомства, так как малыши не способны выжить зимой без медведицы.
«Оспариваемое положение способствует возникновению обстоятельств, при которых охота подменяется розыском берлоги в период спячки медведя, его выманиванием с последующей добычей, при этом в случае наличия потомства в возрасте до одного года данное потомство погибает в силу отсутствия навыков самостоятельной добычи пищи», − отмечает истец.
Минприроды и Минюст просили иск отклонить, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству.
Позиция ВС
ВС напомнил, что Правила охоты запрещают жестокие методы отлова и отстрела, добычу животных, находящихся в бедственном положении и беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, за исключением добычи волка, шакала и ворон (серой, черной и болынеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам.
«Подпунктом 62.18 пункта 62 Правил предусмотрено, что (запрещается) добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, за исключением случаев добычи медведей в целях устранения угрозы для жизни и здоровья человека, а для медведей в возрасте менее одного года − изъятия из естественной природной среды с целью сохранения их жизни с обязательным последующим получением соответствующих разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесённых к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания», − отмечает ВС.
Эти ограничения действуют вне зависимости от сроков охоты на бурого медведя, поясняет высшая инстанция.
ВС также обращает внимание, что субъекты Российской Федерации вправе изменять сроки охоты на медведей с учётом климатических особенностей своего региона, в том числе различных сроков образования устойчивого снежного покрова.
Таким образом, Правила в оспариваемой части соответствуют действующему российскому законодательству, требованию правовой определённости и по своему содержанию не допускают неоднозначного толкования, пришла к выводу высшая инстанция.
В связи с чем ВС отказал в удовлетворении жалобы.