МОСКВА, 14 апр - РАПСИ, Алексей Афонский. Российские адвокаты заслуженно уделяют большое внимание социальным сетям и своему присутствию в них, однако этот процесс требует определенной структуризации и выстраивания четкого свода правил, отметили во вторник участники круглого стола «Адвокат в социальных сетях и блогосфере: тренды, проблемы, рекомендации», организованного Федеральной палатой адвокатов (ФПА) РФ.
Нужен единый свод норм
Во вступительном слове президент ФПА Юрий Пилипенко отметил, что и при общении представителей адвокатуры в социальных сетях необходимо соблюдение положений действующего Кодекса профессиональной этики адвоката. По его словам, предел, до которого должно распространяться действие этого документа, является предметом дискуссии, однако само правило, по которому адвокаты при пользовании Интернет-ресурсами будут опираться на единый свод норм, «должно стать незыблемым и не подвергающимся сомнению».
По мнению Пилипенко, зачастую адвокаты боятся выступать в Интернете от своего имени, боясь санкций со стороны органов адвокатского самоуправления, что, в конечном счете, «мешает делу их продвижения и грамотного позиционирования в обществе и негативно сказывается на состоянии дел в отечественной адвокатуре».
Также глава ФПА РФ посетовал на, временами, «нездоровый интерес к адвокатской деятельности» со стороны некоторых СМИ, и призвал журналистов «внимательнее относиться к публикуемым материалам, освещая как негативные, так и позитивные аспекты работы адвокатов».
За себя и за того парня
Далее слово взяли коллеги Пилипенко, руководители и партнеры крупнейших российских адвокатских бюро.
Адвокат Сергей Бородин привел в пример действующий во Франции специальный свод правил, регламентирующий поведение адвокатов при взаимодействии с общественностью в том или ином виде. "Французские адвокаты, согласно положениям этого документа, должны следить за перечнем сайтов, на которых они появляются и могут случайно оставить свою личную информацию, нанеся ущерб своей репутации.
Практически любое действие профессиональных юристов в Глобальной Сети во Франции подвергается регулированию", - отметил адвокат.
Он также призвал собравшихся коллег подумать над тем, можно ли перенести этот опыт на Россию и если да, то в каком объеме.
Его коллега Андрей Рагулин в своей речи остановился на присутствии отечественных адвокатов в самой популярной в стране социальной сети - "ВКонтакте". Согласно приведенной им статистике, возможностями данного ресурса пользуется большинство российских защитников, многие из которых создают собственные аккаунты, на которых позиционируют себя именно как профессиональные адвокаты, а не обычные пользователи Интернета.
Помимо этого, значительная часть адвокатских бюро и юридических компаний создают "Вконтакте" собственные паблики - аккаунты, на которых публикуют корпоративные новости и обращения.
Имеют место и примеры неправомерного использования соцсетей. Так, нередко фигуранты дел с их помощью общаются друг с другом и с представителями органов следствия, что, по мнению адвокатского сообщества, должно строго пресекаться. По словам Рашулина, в целом для регламентации поведения адвокатов в соцсетях уместно применять нормы федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ".
В свою очередь, юрист Алексей Сиренко обратил внимание, что наиболее популярными среди пользователей соцсетей оказываются не серьезные и деловые, а развлекательные и юмористические публикации. Исходя из этих соображений, по его мнению, и должно строиться поведение профессиональных юристов в интернете. "Адвокат должен стать для пользователей соцсетей, читающих его сообщения и общающихся с ним напрямую, в первую очередь другом и "своим парнем", а уже потом умудренным опытом профессионалом", - отметил Сиренко.
На взгляд же советника главы ФПА Ольги Бинды, сегодня адвокатам необходимо внимательнее относиться к собственному позиционированию в соцсетях: «Любая пустота и молчание в Интернете могут быть восприняты потребителями информации негативно». Сейчас у российских адвокатов нет четко выраженной консолидированной позиции, все аккаунты в различных соцсетях выглядят разрозненными, добавила она.
Для борьбы с этим явлением, по мнению Бинды, уместно создать специальный пул адвокатов, которые могли бы лоббировать в Рунете интересы российской адвокатуры в целом.