МОСКВА, 8 фев — РАПСИ. Министерство внутренних дел (МВД) разработало поправки в Уголовный кодекс РФ об ужесточении наказания за повторное управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Текст документа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Изменения предлагается внести в статью 264.1 УК (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). Так, максимальный срок принудительных работ или лишения свободы предлагается увеличить с двух до четырех лет, размер штрафа — с 300 тысяч до 500 тысяч рублей. При этом наказание в виде обязательных работ предлагается исключить из статьи.

Как отмечает министерство в пояснительной записке, "пьянство за рулем" остается одной из основных угроз безопасности дорожного движения и причиной смертности при дорожно-транспортных происшествиях, а имеющиеся меры ответственности являются недостаточными. С начала действия статьи 264.1 УК, которая вступила в силу 1 июля 2015 года, наблюдается динамика роста числа рассматриваемых деяний, которое в настоящее время остается высоким.

За июль-декабрь 2015 года по статье 264.1 УК осуждено около 19 тысяч водителей, за 2016 год — свыше 75 тысяч, за январь-июнь 2017 года — 33,4 тысячи. При этом наиболее часто судами применяется наказание в виде обязательных работ. Наказание в виде лишения свободы за совершение рассматриваемого преступления судами применяется крайне редко, что, в первую очередь, связано с требованиями части первой статьи 56 УК, согласно которой указанный вид наказания не может быть назначен лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести.

В то же время, как отмечает министерство, установление ответственности за такие деяния направлено на предупреждение более тяжких преступлений, определенных частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), совершение которых связано с причинением вреда здоровью и смертью одного или нескольких человек.

Приведенные данные свидетельствуют, что девиантное поведение водителей обусловлено отсутствием реальной угрозы серьезного наказания. Кроме того, как считает МВД, их мотивацию к строгому соблюдению правил дорожного движения снижает невозможность органов предварительного расследования избирать в отношении подозреваемых (обвиняемых) в совершении такого преступления меру пресечения в виде заключения под стражу, так как максимальное наказание за рассматриваемое деяние установлено в виде лишения свободы сроком до двух лет.

В связи с этим министерство подготовило поправки об ужесточении наказания и опубликовало их для публичного обсуждения.