Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", арбитр МКАС
Рабочая группа по законодательству о международном частном праве, образованная в рамках Совета при президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, разработала проект изменений в раздел VI "Международное частное право" части третьей Гражданского кодекса (ГК) РФ. Проект изменений опубликован для обсуждения на сайтах Высшего Арбитражного суда (ВАС) РФ и Исследовательского центра частного права. В состав рабочей группы входят такие известные специалисты по вопросам международного частного права как Александр Маковский, Иван Зыкин, Александр Комаров, Алексей Жильцов, Наталия Марышева, Антон Асосков.
При разработке проекта изменений учитывался иностранный опыт и, прежде всего, коллизионное регулирование Европейского Союза (Регламенты "Рим I" и "Рим II").
Ниже постараюсь очень кратко рассмотреть, что нового имеется в предложенных изменениях, и как эти изменения могут повлиять на бизнес.
Ключевые новеллы
Прежде всего, следует отметить, что в разделе VI "Международное частное право" (МЧП), как известно, сгруппированы не материально-правовые, а коллизионные нормы, то есть данный раздел напрямую не затрагивает права и обязательства субъектов гражданско-правовых отношений, а лишь отсылает к материальному праву той или иной страны. Соответственно, предлагаемые изменения в ГК РФ, как правило, оказывают не прямое, а опосредованное влияние на права, обязанности и риски участников международного оборота.
Некоторая часть предлагаемых изменений носит технический и терминологический характер, хотя некоторые из них имеют крайне важный и принципиальный для специалистов. Например, термин "Императивные нормы" статьи 1192 ГК РФ предлагается заменить на "Нормы непосредственного применения", что для любого знакомого с проблематикой МЧП говорит об очень многом. Другая часть устраняет некоторые пробелы в коллизионном регулировании. Все это призвано поспособствовать большей правовой определенности и придания правовому обороту большей стабильности.
Серьезно меняются коллизионные правила в отношении отношений с участием потребителей, причем в направлении защиты прав последних.
Кроме того, изменения расширяют применение принципа автономии воли сторон при выборе применимого права. Так, стороны смогут договариваться о выборе права к договорам об учреждении юридического лица с иностранным участием и договору, связанному с осуществлением прав участника юридического лица (статья 1214 ГК РФ); к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество права, но без ущерба для прав третьих лиц (статья 1206); к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения (статья 12231). Эти изменения направлены и на то, чтобы сделать регулирование правоотношений с иностранным элементом более последовательным, развернутым, и в то же время более гибким. Также предложено предусмотреть отдельные статьи, специально посвященные сфере действия права, подлежащего применению к вещным правам (статья 12051); к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности (статья 12071).
Примером придания регулированию дополнительной гибкости являются изменения в статью 1209 ГК РФ: предусмотрено, что форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке, однако достаточно соблюдения права страны места совершения сделки. Предложено отменить императивную норму о том, что "Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву" (а по нему требуется простая письменная форма под страхом недействительности сделки при ее несоблюдении).
Важно и то, что расширен круг коллизионных норм за счет урегулирования отношений, которые ранее ими прямо не охватывались (например, право, подлежащее применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона – статья 12161; к прекращению обязательства зачетом – статья 12171; к определению допустимости требования о возмещении вреда непосредственно страховщиком – статья 12201; к обязательствам, возникающим вследствие ограничения конкуренции – статья 1222).
Интересной новеллой является статья 12221, специально посвященная праву, подлежащему применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора: к ним применяется право, подлежащее применению к договору, а если договор не был заключен, то применяется право, которое применялось бы к договору, если бы он был заключен. Эта статья учитывает соответствующие новеллы, предложенные к внесению в раздел III части первой ГК РФ, в которой предлагается ввести новый правовой институт преддоговорной ответственности (статья 4341).
Выбор права
Особо следует отметить, что важная часть предлагаемых изменений относится к корпоративным отношениям. Так, предложено прямо урегулировать вопрос о праве, применимом к вопросам ответственности учредителей и участников юридического лица, а именно чтобы такие вопросы определялись на основе права страны, где юридическое лицо учреждено ("личного закона юридического лица") (статья 1202).
При этом предусматривается положение о том, что если юридическое лицо учреждено за границей, но регулярно ведет предпринимательскую деятельность в России, то требования о привлечении к ответственности по его обязательствам лиц, имеющих возможность определять его действия, можно будет предъявить по выбору кредитора на основе российского права или личного закона такого юридического лица.
Значение данного изменения для бизнеса состоит в том, что в более благоприятное положения ставятся лица, предъявляющие требования по обязательствам иностранных юридических лиц, регулярно ведущих бизнес в России. Соответственно, участники иностранных юридических лиц, регулярно ведущих бизнес в России, должны будут учитывать возможность их привлечения к ответственности по долгам таких лиц по праву России и по праву страны учреждения (в зависимости от того, что предпочтет кредитор).
Решен злободневный вопрос о возможности подчинять иностранному праву так называемые акционерные соглашения в отношении российских юридических лиц с участием иностранных субъектов: это допускается, но выбор права, подлежащего применению к соглашению, не может затрагивать действие императивных норм права страны места учреждения юридического лица (т.е. российского права) по ряду вопросов (статья 1214).
Важность нововведений
Суммируя изложенное, можно сказать, что предлагаемые изменения в раздел VI ГК РФ основываются на практическом опыте применения норм данного раздела, учитывают передовой зарубежный опыт и имеют существенное значение, в первую очередь, для участников внешней торговли, а также лиц, оказывающих им профессиональное юридическое содействие. Речь в данном случае уместно вести как о юристах, непосредственно работающих в коммерческих структурах, так и о юридических консультантах.
Предлагаемые изменения именно в данный раздел ГК РФ особенно значимы, учитывая растущую вовлеченность России в международный оборот. Они направлены на расширение применения принципа автономии воли сторон при выборе применимого права, а также на то, чтобы сделать регулирование правоотношений с иностранным элементом более последовательным, развернутым, учитывающим потребности модернизации частноправового регулирования, гибким и сбалансированным.