Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Ко второй половине апреля Госдума во всех трех чтениях одобрит президентский законопроект, по которому виновные во взяточничестве и коррупционном посредничестве будут платить штраф, кратный размеру взятки. Попросил с гражданина за услуги тысячу рублей? Заплати в бюджет в 25-50 раз больше. Или раскошелься чуть скромнее, но отсиди еще и пару лет за решеткой. На бумаге нововведение представляется чуть ли не абсолютным антикоррупционным оружием, которое неотразимо начнет бить по взяточникам уже этим летом. Однако российские реалии и состояние действующего законодательства заставляют в этом усомниться.

Кратные штрафы как инструмент борьбы с коррупцией обсуждаются всеми кому ни лень весь последний год. И инициатива карать взяточников штрафами в сто раз больше суммы взятки нравится очень многим экспертам. Впрочем, непосредственно проект поправок в Уголовный кодекс не столь радикален. Стократный штраф согласно нему грозит единицам коррупционеров – самым матерым. Тем, кто привык брать за раз от 1 миллиона рублей и больше.

Наказание за взятки, между тем, не становится исключительно экономическим. По словам начальника Государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой, судьи, как и сейчас, смогут выбирать между лишением свободы и применением штрафа. Таким образом, никакой либерализации: двери тюремных камер для всех звеньев коррупционной цепочки остаются открытыми.

Коррупция на марше

Предложенные Дмитрием Медведевым поправки с высокой долей вероятности начнут действовать уже в июне-июле текущего года. Это означает, что скоро мы станем свидетелями нескольких показательных процессов. Увидим очередных чиновников с не самыми чистыми руками. Узнаем, что бюджет пополнился несколькими шестизначными суммами.

Громкие телевизионные сюжеты самого ближайшего будущего не должны вводить в заблуждение. Число осужденных по статьям 290, 291 (и новой статье 291.1) УК РФ если и изменится, то не в большую, а в меньшую сторону.

Их и сейчас немного. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2010 году российскими судами первой инстанции за дачу и получение взятки было осуждено 5558 человек. Это на 3,8% меньше, чем годом ранее. Оправдали, можно сказать, единицы – не более сотни человек.

Но и осуждение осуждению рознь. В минувшем году штраф за дачу либо получение взятки назначался в отношении 11% осужденных. Реальное лишение свободы получили четверть взяточников и взяткодателей - 26%. При этом каждый восьмой заработал срок ниже низшего предела. 62% вообще были осуждены условно, при этом каждый пятый – на срок более трех лет. "Судами производится поиск того реального вида наказания, который им кажется соответствующим в каждом конкретном случае обстоятельствам дела, личности виновного и всей тяжести деяния", - комментирует официальные данные Лариса Брычева.

К слову, за мошенничество – самое родственное взятке преступление – из года в год осуждается во много раз больше граждан. Может, так происходит потому, что мошенника проще и изобличить, и затем доказать его вину в суде.

Статистика располагает и другими красноречивыми показателями. Так, почти треть взяточников (1513 человек) было осуждено в Центральном федеральном округе. Тогда как в Северо-кавказском округе этот показатель составил 206 человек. Эти данные говорят как о распределении финансовых потоков в России, так и об особенностях судопроизводства в некоторых российских регионах.

Куда большее впечатление, впрочем, производят совсем иные цифры. По данным департамента экономической безопасности МВД РФ, брать стали в разы больше. Средний размер взятки за год с небольшим увеличился почти втрое, составив по итогам 2010-го 61 тысячу рублей.

Борзыми щенками

Некоторые эксперты убеждены: появление в УК РФ новых санкций уже к концу этого года "подрастит" стоимость среднестатистической взятки сразу на порядок. Мол, отныне коррупционеру, чтобы и быть в достатке, и обезопасить личный бюджет от штрафа, надо брать "с запасом". Пример из теории: вместо 1000 руб. за дорожное правонарушение средней тяжести гаишник попросит 26000 руб., если считать возможный штраф по минимальной, 25-кратной, шкале. Плюс, разумеется, размер первоначальной взятки.

Впрочем, при подобном раскладе корыстные госслужащие должны вскоре исчезнуть как класс. Согласитесь, мало кто станет на бытовом уровне не только спонсировать все возрастающие аппетиты мздоимцев, но еще и защищать их за свой счет. При этом, к слову, также рискуя попасть под кратный штраф - но уже в роли взяткодателя.

Взятки и взяточники не повторят судьбы динозавров по другой причине. Защищая привычные статьи доходов, они вольно или невольно станут борцами с собственным правовым нигилизмом. Нечистым на руку чиновникам и их верным (или вынужденным) "спонсорам" невольно придется повышать уровень собственной юридической грамотности, Представляется, что поиски оставленных законодателем лазеек не будут совсем уж безрезультатными. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как подарок. Чиновникам подарки преподносят часто. Это, будем говорить начистоту, никем не контролируемый процесс: что два века назад, что сейчас. Поэтому, наверное, и выходит, что некоторые госслужащие, ни минуты не работая в частном бизнесе, могут без всякой опаски щеголять вещами и устройствами стоимостью тысячи и даже миллионы официальных должностных окладов их владельца.

Бояться-то особо нечего. В действующем законодательстве о том, что такое подарок и как правильно вести себя, когда чиновнику его преподносят, указано как бы вскользь. С одной стороны, есть закон "О государственной гражданской службе". Пункт 6 статьи 17 этого документа запрещает госчиновникам оставлять себе подарки дороже 3000 рублей. Дареное надо сдавать государству, а потом, при желании, выкупать.

С другой стороны, несоблюдение данного требования, по этому же закону, является основанием для прекращения служебного контракта и освобождения от занимаемой должности. Забыл сдать дорогой презент? Можешь собирать вещи и подписывать обходной лист.

Вспоминается детская сказка, где Братец Кролик умолял Братца Лиса не бросать его в терновый куст. Подарок стоимостью в несколько миллионов долларов или евро, особенно если он легко конвертируется в деньги, позволит спокойно прожить остаток дней, не ходя ни на какую работу.

Санкций за пополнение собственного бюджета "борзыми щенками" нет и в нормативных актах, принятых буквально на днях. Например, в новейшем законе "О полиции" слово "подарок" не встречается вовсе. Можно от чистого сердца презентовать едва знакомому полицейскому часы стоимостью $10 тысяч? Мир не без добрых людей.

Не значится такое понятие и в постановлении Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 года, посвященном судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе. Отсутствует оно и в УК РФ, текст которого законодатель правит чуть ли не ежемесячно.

Все это тем более показательно, если учитывать, что подарками легко могут быть и денежные суммы. Если следствию не удастся доказать, что деньги чиновник получил за исполнение определенных действий (или наоборот – бездействие), а сам коррупционер не выказывает желания чистосердечно в этом признаваться, дело о взятке разваливается еще до суда. Или его разваливает толковый адвокат подследственного, что, в общем, одно и то же.

Наличие в коррупционной цепочке родственников или знакомых только усложняет процесс доказывания. Даром что и они теоретически "ходят под статьей" - как посредники.

Промежуточные выводы

Введение экономических наказаний за взяточничество, безусловно, несколько снизит число мелких мздоимцев. Но вряд ли сведет на нет взяточничество там, где оно стало системой.

Законодатель, в свою очередь, пока не торопится прикрывать лазейки, пользоваться которыми на благо клиента – хлеб любого уважающего себя юриста или адвоката. Помимо невнятицы с определением, что такое подарок и когда он превращается во взятку (споры и по сей день не утихают – почитайте не только юридические форумы в Интернете, но и сайты некоторых региональных подразделений МВД России), речь в данном случае уместно вести об офшорных схемах.

И уж тем более непонятно, почему авторы многочисленных антикоррупционных нововведений никак не решатся вернуть в отечественное уголовное законодательство конфискацию имущества и взяточников, и взяткодателей. А заодно - и посредников, коль для них придумана новая статья УК.

Ответ невольно напрашивается сам собой: наверное, все это не так интересно уже самому законодателю.