Александр Глушенков, адвокат
В последние год-два было сломано немало копий в спорах о введении так называемого "налога на болванки": сбора величиной 1% с производителей любых аудио- видео-носителей в пользу Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова. И вот нашлись смельчаки, вставшие на путь полной отмены данного компенсационного сбора, взимаемого с изготовителей и импортеров материальных носителей, которые предназначены для воспроизведения музыки и видео в личных целях.
Как всегда, великие решения приходят в умы законотворцев в тиши кабинетов. Так и в этот раз: практически незаметно, но следуя всем необходимым требованиям, три депутата Государственной думы внесли на рассмотрение парламента свой законопроект. И пусть этот документ небольшой и состоит фактически из трех строчек, зато он может кардинально изменить порядок в сфере свободного использования произведений для персональных нужд. Смысл законопроекта сводится к полной отмене вознаграждения за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Три богатыря – иначе нельзя назвать этих народных избранников – не побоялись бросить вызов самому РСП Никиты Михалкова, ведь реализация данного законопроекта сделает совершенно ненужным эту организацию, созданную исключительно для сбора денег с импортеров оборудования и носителей. Прекратятся и дискуссии о странности и абсурдности вознаграждения, взыскиваемого с заведомо невиновных, и распределяемого в пользу совершенно непричастных.
Но самое главное - не в самом законопроекте, а в пояснительной записке к нему. Вероятно, это один из тех редких случаев, когда депутаты называют вещи своими именами. Цитирую: "вместо заявленной борьбы с "пиратством" применение этих норм [о сборе вознаграждения] привело к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение 150-200 миллионами долларов сборов ежегодно".
Действительно, иногда лучше честно признаться в том, что если эти меры не работают, то их лучше отменить.
Есть все-таки в нижней палате российского парламента люди, которые могут здраво мыслить и делать серьезную работу. И они пришли к совершенно правильно выводам, что сбор подобного вознаграждения никак не помогает борьбе с конрафактом. Более того, удорожание техники и материальных носителей, пусть всего лишь на один процент, но взимаемый со всех до единого, фактически признает пользователей нарушителями прав правообладателей. И пользователи, помимо легального приобретения произведений, вынуждены повторно оплачивать свое право использовать (в первую очередь, смотреть и слушать) те же самые произведения.
Мало того, что распространение нелегальной продукции карается законом, так еще и пользователи вынуждены дважды оплачивать право на потребление музыки и фильмов: при покупке устройств для воспроизведения и при покупке самих произведений.
Только вот жаль, что этот законопроект так и не станет законом. И даже не потому, что в нем есть огрехи по части юридической техники, или потому, что внесшие его депутаты принадлежат не к фракции, имеющей большинство на Охотном Ряду, а, скорее всего, лишь потому, что никто не захочет отказываться от многомиллионной суммы ежегодных сборов.
А миллионы пользователей… Ну, кто ж о них будет думать?