Врачи давно заметили, что солнце, которое обожает большинство отпускников, не только дарит загар, но и одновременно снижает иммунитет организма. В том числе из-за этого на отдыхе могут обостриться хронические болезни, цепляются новые инфекции. К тому же никто не отменял акклиматизацию на новом месте.
Как оперативно и без лишних расходов получить медпомощь, если стало плохо вне дома - на даче или турбазе вдали от города, на южных курортах России или в заграничной поездке? Об этом - в очередном выпуске нашей рубрики.
Полис или кошелек
В Интернете бродят страшилки: из-за изменений в правилах работы Скорой, которые вступили в силу с начала этого года, получить бесплатную экстренную помощь теперь не так-то просто. Особенно если ты оказался на отдыхе, либо по другим причинам, в "чужом" регионе. Говорят, при себе надо иметь, как минимум, паспорт и полис ОМС (обязательного медицинского страхования). А если понадобится госпитализация, еще и платить придется. Насколько это соответствует законодательству?
Прежде всего, уточним: то, что Скорая переведена на финансирование из фонда ОМС, это и есть основное новшество. Однако на правовом положении пациентов данное нововведение никак не отразилось. В законодательстве нет правила, позволяющего сотрудникам службы 03 требовать у больного медицинский полис. Зато есть статья 35 закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой гражданам БЕСПЛАТНО и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО оказывается скорая медпомощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Ни паспорт, ни - подчеркнем - полис не являются обязательными условиями получения такой помощи.
Также ни в одном из существующих нормативно-правовых актов не идет речь о возможности требовать деньги с граждан РФ за госпитализацию в больницу по Скорой. Но признаем: на практике встречаются злоупотребления, когда иногородним, в том числе приезжим в курортных городах, горожанам в дачных поселках местные работники 03 выдвигают условие: либо полис ОМС, либо деньги. А то и вовсе напрямую вымогают плату - мол, у нас на приезжих финансирование не рассчитано.
Как правильно себя вести
Пострадавшие жалуются на самые разные проявления "беспредела" со стороны Скорой. Вот несколько рекомендаций:
- Если вас пытаются «отфутболить» сразу при звонке - мол, бригада не приедет, поскольку нет полиса, не принимаются вызовы в дачную глушь, на пляж, в лес и т.п. - напомните диспетчеру об ответственности. Конкретнее, бездействие такого сотрудника подпадает под статьи 124 и 125 Уголовного кодекса (УК) РФ: "Неоказание помощи больному" и "Оставление пациента в опасности". Защитники прав пациентов отмечают: зачастую такой "ликбез" срабатывает, и долго ждать помощи не приходится.
- Также имейте в виду: если 03 ехать все же отказывается, вы вправе тут же набрать 02 (полицию) и попросить принять меры в связи с совершением преступлений, предусмотренных статьями 124 и 125 УК РФ. Кстати, предварительно стоит озвучить ваше намерение связаться с 02. Это еще один весомый аргумент для дисциплинирования отдельных недобросовестных сотрудников Скорой.
- Если проблемы начались уже по прибытии бригады - врачи требуют полис, деньги, отказываются помогать и т.п. - тут же жалуйтесь диспетчеру, снова набрав 03. Не встретив понимания, применяйте тот же алгоритм, что и при первоначальном отказе.
Если печень шалит или зуб болит
Как мы уже упоминали, на отдыхе порой обостряются хронические болезни: те же заболевания печени из-за переедания, либо обильных алкогольных возлияний; зуб может разныться и т.д. Дома в таких случаях мы обычно идем в районную поликлинику. Разумеется, бесплатно, предъявляя свой полис ОМС. А вот приехав в отпуск в "чужой" регион, многие не решаются заглядывать к врачам без денег: полис-то не местный, выдан по адресу постоянного проживания. Медики, в свою очередь, активно предлагают иногородним пациентам платные услуги, благо с января этого года правительство дало зеленый свет коммерческому здравоохранению в муниципальных медучреждениях (см. постановление правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006). Однако по закону в большинстве случаев у приболевших отпускников есть возможность сэкономить.
Запомните: исходя из статьи 16 закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" полис ОМС, выданный гражданину России, полноценно действует в любой точке страны независимо от того, в каком регионе он оформлен. Как говорится в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 16, на всей территории РФ пациенту гарантируется медпомощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования. Такая медпомощь включает диагностику и лечение подавляющего большинства наиболее распространенных заболеваний.
В то же время Правила оказания платных медицинских услуг содержат ограниченный перечень видов деятельности, за которую вправе брать деньги с пациентов муниципальные лечебные учреждения (пункт 7 Правил). В первую очередь, это прием больных, обращающихся анонимно, а также самостоятельно, без соответствующего направления: к примеру, когда пациент хочет побыстрее попасть напрямую к эндокринологу, минуя терапевта.
Также стоит иметь в виду, что в базовую программу обязательного медстрахования не попадают услуги по зубопротезированию и эстетическо-косметологические процедуры - скажем, удаление родинок и мозолей, если для этого нет медицинских показаний.
Куда звонить, чтобы все прояснить
Чтобы уточнить, вписывается ли в рамки бесплатной медпомощи по полису ОМС та или иная процедура, которая вам необходима, проще всего позвонить в свою страховую компанию. Ее телефон указан в вашем медполисе. Как правило, у страховщиков работают круглосуточные "горячие линии", где консультируют клиентов-пациентов и оказывают содействие в защите их прав.
Далее, если в регистратуре поликлиники в "чужом" регионе с вас требуют деньги за медпомощь, положенную по полису бесплатно, юристы советуют первым делом сообщить об этом главврачу и попросить его принять меры для пресечения нарушения закона. Если не поможет - жалуйтесь на упомянутую "горячую линию" страховщика, а также в местный территориальный фонд обязательного медицинского страхования (телефон несложно найти в Интернете).
Медстраховка за рубежом: решение проблем
О том, какие основные правила получения медпомощи по страховке важно знать выезжающим за рубеж, мы уже подробно рассказывали.
На практике самой тревожной для отпускников-путешественников оказывается ситуация, когда страховщик не обеспечивает своевременного оказания медпомощи. К примеру, диспетчер страховой компании просит подождать врача пару часов, а то и до утра, если приступ болезни случился глубокой ночью. Или же телефон страховщика вообще перестает отвечать.
В подобных случаях юристы советуют поступать следующими образом. Если время не терпит, срочно вызывайте врача самостоятельно - через reception отеля, обращайтесь в ближайшую клинику и т.д. Попросите обязательно указать в медицинском заключении, в какое время стало плохо пациенту, а также отметить серьезную угрозу здоровью и необходимость срочного получения медицинской помощи. При этом зафиксируйте факт безрезультатного обращения в страховую компанию. Для этого проще всего сделать звонок с мобильного телефона, а потом получить у оператора мобильной связи расшифровку.
Также сохраняйте документальные подтверждения всех расходов: если пришлось ехать в клинику на такси, за визит вызванного врача, назначенные им лекарства, проведенные процедуры и т.д. По возвращении предъявите все документы в страховую компанию вместе с заявлением. В нем потребуйте возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств страховщика: в первую очередь, отсутствием своевременной медпомощи, которую обязана была обеспечить страховая компания.
Анна Добрюха