Десятки ведомств уполномочены проводить различные проверки – «кошмарить» частный и, нередко, честный бизнес. РАПСИ попыталось определить, кого стоит опасаться рядовому бизнесмену, и как подготовиться к инспекции.
Большинство проверок носит отраслевой характер – особые правила установлены для предприятий общепита и розничной торговли, строительства, транспорта и связи, учреждений здравоохранения, образования и так далее. Поэтому за образец мы выбрали обычную «офисную» фирму – компанию, не занимающуюся лицензируемыми или иными предусматривающий особый надзор видами деятельности. Например – предоставляющую юридические или консалтинговые услуги, занимающуюся разработкой программного обеспечения, лизингом и так далее.
Единый инспекционный кодекс
Для предупреждения злоупотреблений со стороны чиновников еще в 2001 году был принят специальный федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Однако первая же его статья предусматривала перечень проверок, на которые этот либеральный для бизнеса документ не распространялся. Поскольку в него попали почти все надзорные мероприятия, закон де-факто так и не заработал.
В 2008 году закон (№ 294-ФЗ) реформировали, и теперь его требования не касаются ограниченного количества случаев. В частности, офисную фирму закон не защищает от налоговых проверок и инспекций внебюджетных фондов (ПФР и ФСС), а также вмешательства правоохранительных органов (проведение оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия) и прокуратуры.
Общие правила – плановая проверка может проводиться раз в три года и должна быть внесена в ежегодно утверждаемый Генеральной прокуратурой России сводный список, размещенный на ее сайте. Внеплановые тоже должны согласовываться с прокуратурой, а сам проверяемый субъект (компанию или индивидуального предпринимателя) чиновники обязаны уведомить о грозящей инспекции не менее чем за 24 часа до ее начала.
Но есть, опять же, исключения. По словам корпоративного юриста Объединенной консалтинговой группы Натальи Брусенцовой, без уведомления проверку может проводить Государственная инспекция труда, получившая жалобу работника о нарушении его трудовых прав или о необходимости проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
По обращению потребителя инспекцию вправе назначать Роспотребнадзор. Не обязана согласовывать проверки и пожарная инспекция, имеющая информацию о нарушении правил безопасности: ведь пожар априори может причинить вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде и так далее. «При этом в случае ненадлежащего уведомления организации проверка и ее результаты могут быть признаны недействительными», – констатирует Брусенцова.
Агент национальной безопасности
Любой ответственный бухгалтер почти в любую минуту готов к визиту налоговиков. За минувший год фискальное ведомство провело всего 33 тысячи выездных проверок организаций, то есть проинспектировало 0,7% от всех стоящих на учете юридических лиц. Более того, эксперты рекомендуют методы предупреждения повышенного внимания налоговиков: «Многие малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, искусственно подгоняют расходы под доходы и уплачивают налог чуть больше минимального – 1,1-1,5% от выручки», – поясняет глава Ассоциации бухгалтеров малых предприятий Анатолий Симонов.
Одной из самых сложных можно считать проверку пожарных инспекторов МЧС. Они вправе запросить документы на арендуемое помещение (технический паспорт ПИБ и поэтажные выкипировки), согласованные с межведомственной комиссией и пожарным надзором проект перепланировки помещений, документацию на системы защиты (автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, дымоудаления, пожаротушения, противопожарных клапанов, дверей и тому подобное) с актами о приемке в эксплуатацию, договорами на техническое обслуживание и копиями лицензий выполнявших такую работу фирм, журнал учета инструктажей сотрудников о мерах пожарной безопасности, акты очистки вентиляционных каналов и дымоходов, замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, технические паспорта на первичные средства пожаротушения, журнал учета огнетушителей и так далее. Кроме того, в каждой организации должен быть назначен ответственный за противопожарную безопасность, который обязан пройти специальное обучение.
Непросто подготовиться к визиту Роспотребнадзора, уполномоченного проверять соблюдение Санитарных норм и правил (СанПиНов). Эти документы определяют требования к минимальной площади офиса в расчете на каждого работника, высоте столов, цвету стен, наличию жалюзи на окнах, температуре воздуха в офисах, его влажности и скорости движения, освещенности рабочего места и так далее.
А трудовые инспекции вправе проверять проведение специальной оценки условий труда. Ранее эта процедура именовалась аттестацией рабочих мест, от которой обычные офисы (оборудованные компьютерами и стандартной оргтехникой) де-факто освобождались. Теперь же каждый работодатель обязан нанять уполномоченную организацию, которая проверит безопасность деятельности сотрудников.
Мелкие, но вредные
Но самую большую опасность представляют проверки требований, о которых большинству руководителей вряд ли известно.
Например, даже самые маленькие компании обязаны заключить договор на вывоз отходов, включая обычный офисный мусор (рваные бумажки, скрепки и прочие отходы), а также ежегодно предоставлять отчетность об их образовании, использовании, обезвреживании и размещении. Опасные отходы, к которым отнесены, в том числе, люминесцентные лампы и отработанные картриджи, подлежат специальному учету, особому порядку хранения и утилизации.
Особые требования предъявляются и к защите здоровья сотрудников. Трудящиеся за компьютером не менее половины рабочего дня, по убеждению чиновников Минздрава, подвергаются опасному влиянию «электромагнитного поля широкого спектра частоты». Поэтому при приеме на работу и раз в два года работодатель обязан организовать соответственно предварительные и периодические медицинские осмотры таких сотрудников у невролога и офтальмолога.
Также каждая компания обязана организовать защиту персональных данных как работников, так и клиентов. Наличие контрактов с частными лицами влечет обязательную регистрацию (уведомление) в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных, необходимо опять же уполномочить ответственного, утвердить инструкции и так далее. Внимательнейшим образом следует отнестись к оформлению согласий на обработку личных сведений. Например, одна из компаний была оштрафована за то, что при заключении договора добровольного медицинского страхования коллектива передала страховщику список сотрудников без особого согласия каждого из них на такую обработку его фамилии и иных реквизитов.
К самым мирным компаниям, в которых трудятся представители сильной половины человечества, могут быть предъявлены претензии со стороны оборонного ведомства. Ведь по закону работодатели должны организовать воинский учет – информировать районные комиссариаты о трудоустройстве военнообязанных (а ими являются все мужчины и даже некоторые дамы), ежегодно сверять списки таковых и так далее.
Наказания без вины не бывает?
Практически неограниченные права есть у прокуратуры и полиции. Поводом для того, чтобы устроить «маски-шоу», может быть, например, информация о якобы установленном на офисных компьютерах нелицензионном программном обеспечении. Причем формальных обращений потерпевших (например – корпорации Microsoft или других правообладателей) для визита в офис и изъятия компьютеров правоохранительным органам не требуется.
В куда худшем положении находятся некоммерческие организации (НКО). «Ограничения, установленные законом № 294-ФЗ, не распространяются на проводимые органами прокуратуры проверки, – говорит директор АНО «Ресурсный правозащитный центр» Мария Каневская. – Если Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения вправе проверять НКО не чаще одного раза в три года (кроме так называемых иностранных агентов), то прокуратура может это делать чаще. Из опыта нашей деятельности могу сказать, что, как правило, в большинстве проводимых проверок нет правового основания для их проведения».
Если инспекция не выявила нарушений, взыскать какое-либо возмещение организация вряд ли сможет. Выявленное нарушение оформляется в виде решения или предписания, либо постановления об административном правонарушении. Все эти акты можно оспорить в суде.
Для справки
В 2013 году арбитражные суды рассмотрели 109 тысяч заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов и их должностных лиц, почти в 56 процентах случаев поддержав требования необоснованно обвиненных бизнесменов. Незаконными были признано и 33,5 из почти 69 тысяч (49%) оспоренных постановлений о привлечении к административной ответственности.
По некоторым нарушениям вопрос о наложении взыскания решается судом по заявлению надзорного органа. В минувшем году служители Фемиды удовлетворили 38 из 50 тысяч (76%) таких требований.
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)