Накануне Нового года, даже в разгар экономического кризиса, магазины традиционно пестрят «выгодными предложениями» и манят распродажами, весьма заманчивыми для покупателей.
Подготовка к новому 2015 году – особенная. В связи с нестабильностью валюты, россияне скупают в магазинах все подряд, не задумываясь, нужна ли вещь, и порой даже не обращая внимания на то, предоставляется ли на нее праздничная скидка.
В этой ситуации специалисты по защите прав потребителей призывают покупателей быть максимально внимательными и помнить – вне зависимости от того, куплен ли товар на распродаже с большой скидкой или за полную стоимость, закон о защите прав потребителей никто не отменял, и он распространяется на абсолютно все приобретения.
Единые правила игры
«К товарам, купленным на распродажах и со скидками применяются такие же правила возврата, как и к товарам, приобретённым без скидок. Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Приобретая товар по сниженной цене, потребитель сохраняет абсолютно все права, предусмотренные статьей 18 ФЗ «О защите прав потребителей», - рассказывает РАПСИ адвокат, партнер адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Кирилл Лобанов.
Согласно статье 18 закона о защите прав потребителей, если покупатель обнаружил в товаре недостатки, которые не были оговорены продавцом, он вправе потребовать замены на товар этой же марки или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. Кроме того - соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Сделать скидку, то есть изменить цену, - это право продавца, и оно не может каким-либо образом уменьшать права покупателя, установленные законом, уточняет Кирилл Лобанов.
Правда, возврат товара будет невозможен, если уценка товара произошла в связи с тем, что в нем имелся какой-то дефект и продавец до продажи такого товара поставил покупателя в известность об этом.
Исключением будет случай, когда в товаре был обнаружен иной недостаток, о котором потребитель не был уведомлен.
Если покупатель был в уведомлен о том, что он приобретает товар с недостатком из-за которого он и уценен, значит, продавец исполнил свою обязанность по продаже товара, качество которого соответствует договору, так как покупатель согласен на приобретение такого товара по определенной цене, добавляет адвокат.
Чтобы продать что-нибудь ненужное…
Если вдруг так случилось, что вы, поддавшись искушению, купили не нужную вещь, здесь тоже можно обратиться к закону о защите прав потребителей.
Как известно, ненужный товар можно вернуть продавцу – в течение установленного им срока (не менее семи дней). А если срок не установлен, то в течение трех месяцев. Естественно покупка должна возвращаться в «товарном» виде – с этикетками, без повреждений.
Соответственно продавец должен отдать назад деньги.
Хотя есть ряд исключений – товары которые нельзя просто так взять и вернуть без видимой причины. Список таких товаров прописан в постановлении правительства.
Сельскохозяйственная техника, те же газонокосилки, к примеру, тоже не относятся к разряду товаров, которые можно так просто взять и вернуть продавцу в течение 2 недель, если «не понравилась» или «передумал». Это - «технически сложные товары бытового назначения» (пункт 11 в том же постановлении).
Но есть исключения. Постановлением правительства N 55 от 1998 года прописан список товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену. Среди них - парфюмерно-косметические товары, текстильные, бытовая мебель, ювелирные изделия, технические сложные товары, в том числе - электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты; электромузыкальные инструменты; электронные игрушки; бытовое газовое оборудование. Так что прежде чем купить «лишний» телевизор или музыкальный центр, стоит хорошенько подумать, о том, что вернуть его назад, даже в идеальном состоянии и упаковке будет уже нельзя.
Ключ без права передачи
Важный момент доставка – в связи с ажиотажем в магазинах, продавец может ее задержать. Но это не значит, что он не должен нести за это ответственность.
Согласно ст. 28 закона о защите прав потребителей, за нарушение срока оказания любой услуги, в том числе - доставки, исполнитель должен заплатить неустойку - три процента в день от стоимости услуги. Получается, за месяц просрочки она почти перекрывает стоимость услуги. Если вы попали в такую ситуацию, стоит заранее поставить в известноcть торговую организацию. О том, что вы намерены требовать неустойку в случае несвоевременной доставки. И если товар-таки привезли не вовремя, стоит составить письменную претензию и отдать ее в торговую организацию, после чего вам должны выплатить пеню.
Закономерный итог
И последний момент, если вы не поддаетесь массовой покупательской истерии, а просто планируете предновогодние покупки в обычном режиме, стоит помнить, что распродажи в России чаще всего бывают дутые.
Нередко продавец заранее сильно завышает цену, потом делает на нее «скидку» и товар получается либо по обычной цене, либо даже чуть дороже обычного. Так что прежде чем купиться на рекламный трюк, лучше все тщательно взвесить и просчитать.
Марина Алехина