Праздники уже позади, зато распродажи – в самом разгаре. Магазины изощряются, заманивая не просто скидками, но и предложениями, от которых невозможно отказаться: подарочные купоны, дополнительная гарантия, денежные розыгрыши и проч. В каких случаях такие бонусы могут выйти боком и что важно знать покупателям, чтобы избежать потери денег и нервов – в очередном выпуске нашей рубрики.
Подарочные купоны: ни обмена, ни возврата
Подарочные купоны сейчас стали одним из самых популярных бонусов, и особенно активно предлагаются в период распродаж. Эксперты обществ защиты прав потребителей отмечают, что нередко товары с такими презентами стоят дороже на 5, 10, а то и все 15%. При крупных покупках это может вылиться во вполне ощутимую сумму. Но люди радуются, что все равно окажутся в выигрыше: ведь на подаренные бонусные баллы можно приобрести еще что-нибудь весомое! Бесплатно или с небольшой доплатой. Вот только потом может случиться следующее.
"На предновогодней распродаже мы купили по акции многофункциональный пылесос, на бонусные баллы взяли еще микроволновку для дачи, и были страшно довольны: вот как сэкономили!" - рассказывает на одном из форумов Ольга из Подмосковья. СВЧ проработала недолго и вскоре сломалась. В магазине развели руками: ни замена на исправный аппарат, ни бесплатный ремонт вам не светят. "Пришлось печь просто выбросить, а потом, сравнив цены на технику в Интернете, мы поняли: если бы не клюнули на "выгодную" акцию, могли бы купить тот же пылесос на две - три тысячи рублей дешевле!" - возмущается Ольга.
Имейте в виду: в подобных случаях закон "О защите прав потребителей", увы, бессилен. Под него подпадает именно продажа, то есть возмездное приобретение товаров для личных и бытовых нужд. А если вещь получена взамен на бонусные баллы, то, как говорится, дареному коню в зубы не смотрят.
Поэтому – совет: если планируете приобрести дорогостоящую вещь, особенно технически сложный товар, то предлагаемые бонусы не должны быть решающим фактором при выборе места покупки.
Более того, если в придачу продавец готов наградить вас еще одним весомым товаром, то стоит проявить особую осторожность. Обязательно сравните цену покупки в других торговых точках, а также убедитесь в качестве и безопасности подарка. В частности, если это импортная бытовая аппаратура, вам должны предъявить руководство по эксплуатации на русском языке и регистрационное удостоверение: такой документ с 2010 года заменил санэпидзаключение, подтверждающее безопасность товара.
"Троянский конь"
На практике встречаются случаи, когда подарок-бонус, врученный на распродаже, оказался не просто некачественным, но и причинил реальный ущерб. Ирина и Сергей из Брянска купили на распродаже мультиварку, и получили в подарок новогоднюю гирлянду. "Не задумываясь, включили ее в ту же розетку, что и телевизор, в какой-то момент "подарок" неожиданно заискрил, а на ТВ перестали переключаться каналы. В мастерской сказали, что мы еще легко отделались - из-за некачественной гирлянды полетел какой-то сенсор, и ремонт телевизора обойдется "всего" в 2 тысячи рублей", - жалуются пострадавшие на форуме одного из обществ по защите потребителей.
Фото Евгения Биятова, РИА Новости
Есть ли шанс отстоять свои права в подобных ситуациях? Как мы помним, закон "О защите прав потребителей" к последствиям вручения подарков не применим. В то же время в Гражданском кодексе (ГК) РФ есть норма, предусматривающая компенсацию за "вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи" (статья 580 ГК РФ). Такой вред должен быть возмещен дарителем, если недостатки подарка возникли до передачи вещи одаряемому, не относятся к числу явных и даритель, хотя и знал о них, не предупредил одаряемого.
Разумеется, продавец, скорее всего, будет клясться – мол, ни сном, ни духом не ведал о том, что подарок может оказаться "троянским конем". Однако практикующие адвокаты поясняют: если в торговой точке не были соблюдены все правила проверки-приемки товара, гарантирующие его безопасность, в том числе нет полного набора необходимой документации, то предполагается, что продавец в курсе возможных дефектов. Значит, велики шансы привлечь магазин к ответственности и получить компенсацию.
Для начала стоит все это убедительно изложить в претензии – не исключено, что вам добровольно пойдут навстречу, чтобы избежать дополнительных разбирательств и проверок со стороны контролирующих органов.
"Дополнительная гарантия. Недорого"
Марине при покупке стиральной машины предложили дополнительную гарантию: праздничная акция, всего 3,5 тыс. руб., зато потом не нарадуетесь! Насколько выгодны такие бонусы? Вопрос решается неоднозначно: нужно внимательно посмотреть, какие услуги и в какие сроки предлагает конкретный продавец.
Вообще-то, строго по закону, это называется "дополнительное обязательство". Согласно пункту 7 статьи 5 закона "О защите прав потребителей" продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание такого обязательства определяется по соглашению между потребителем и продавцом.
При этом стоит помнить, что закон и без того предоставляет покупателю ряд существенных прав и гарантий. Соответственно, если они дублируются в дополнительном обязательстве, платить за него попросту не имеет смысла. В частности, полезно знать, что:
- даже по окончании гарантийного срока, установленного производителем, в течение двух лет с даты приобретения товара можно обращаться за бесплатным устранением производственных недостатков либо требовать замены товара на качественный или возврата денег на основании пункта 5 статьи 19 закона "О защите прав потребителей";
- если вы приобрели товар длительного пользования, то в пределах всего его срока службы либо в течение 10 лет после покупки, если срок службы не установлен, можно требовать бесплатного устранения существенных недостатков производственного характера на основании пункта 6 статьи 19 упомянутого закона.
Фото Владимира Песни, РИА Новости
Участвуете в акции? Берегите деньги!
За пару дней до Нового года Роспотребнадзор на своем официальном сайте разместил предостережение: все больше россиян становятся жертвами недобросовестных компаний, предлагающих поучаствовать в акциях с розыгрышем денежных призов. Нередко подобные акции проводятся в магазинах во время распродаж, когда покупателей автоматически, в качестве бонуса объявляют участниками розыгрыша. Победителям зачастую обещают призы от 1 до 2 млн. руб. "На практике обещанные денежные вознаграждения не выплачиваются, а заменяются, как правило, на очередные предложения вновь приобрести те или иные товары, распространяемые посредством почтовой связи", - предупреждает Роспотребнадзор.
Проще говоря, продавцы подсовывают покупателям наживку, цепляют на крючок и вместо выдачи денежной премии "раскручивают" на дополнительную покупку вещей, которые могут оказаться "котом в мешке".
В то же время добиться выдачи выигранных денег практически нереально: обещания выплатить денежные выигрыши не подпадают под действие закона "О защите прав потребителей", а регулируются нормами ГК РФ об организации игр и пари (см. статьи 1062 и 1063 главы 58 кодекса).
Участники таких мероприятий могут рассчитывать на судебную защиту своих претензий исключительно в случаях, когда принимали участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари. Либо - если граждане участвуют в лотереях, тотализаторах или иных играх, проводимых государством, муниципальными образованиями или по их разрешению. Акции с розыгрышем денежных призов в торговых организациях под эти условия, как правило, не подпадают.
Поэтому будьте осторожны и старайтесь уберегать от подобных заманчивых предложений, в частности, своих родителей и других родственников старшего возраста.
Анна Добрюха, юрист