Продолжаем рубрику "Законотворчество. Исторические хроники РАПСИ". В ней о законах нашей страны рассказывают их авторы. Действующие и бывшие депутаты специально для наших читателей вспоминают самые интересные, важные и полезные истории из своей законотворческой деятельности.
Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»
Мы привыкли к тому, что в России есть должность Уполномоченного по правам человека. Мы обсуждаем кандидатов на этот пост, эффективность работы омбудсмена, его реакции на те или иные события... И многие уже не помнят, а многие и не знают, что всего пару десятков лет назад не было у нас ни Уполномоченного, ни закона, предусматривающего такую должность.
Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая была принята 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Однако на этом этапе необходимый нормативный акт принят не был. И только спустя два года права человека вновь всплывают в общественном обсуждении. Новая Конституция РФ предусматривала должность Уполномоченного по правам человека.
«Эстафету» приняла Госдума РФ созыва 1993-1995 гг . С этого периода, как мы увидим, теме прав человека, а также «смотрящего» за ними предстоит пройти тернистый путь нескольких созывов парламента и другие перипетии.
Еще до принятия соответствующего закона, буквально в первый месяц работы — 17 января 1994 года — Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека Сергея Ковалева, известного правозащитника. Тогда же, в 1994-м, началось рассмотрение проекта закона. Однако принятие его застопорилось. Ситуация усугублялась тем, что закон это конституционный и принимается 300 голосами, которые никак не удавалось набрать. «Камнем преткновения» стала персона Уполномоченного. Собственно, коммунисты, аграрии, жириновцы этого и не скрывали. «Независимый» депутат Сергей Бабурин, выступая с инициативой отмены назначения Сергея Ковалева, прямо заявил: «...мы в течение длительного времени не можем принять закон об Уполномоченном по правам человека по сугубо привходящим обстоятельствам, в связи с деятельностью конкретного человека, избранного на эту должность. ...Давайте, чтобы приступить к реальному процессу защиты свобод личности, уберем это препятствие».
10 марта 1995 года Сергей Ковалев большинством голосов был освобожден от занимаемой должности. Россия на несколько лет лишилась Уполномоченного по правам человека.
Фракция «Выбор России» выступила в связи с этим с заявлением, в котором, в частности, говорилось, что «Государственная Дума опозорила себя, проголосовав за отставку Сергея Адамовича Ковалева с поста Уполномоченного по правам человека. Государственная Дума поставила себя на одну доску с режимом, который преследовал Сергея Адамовича за то, что в подавленной и запуганной стране он осмеливался поднять голос в защиту прав человека». Аналогичную позицию заявило «Яблоко».
Однако все это кардинально ситуации не изменило. Госдума РФ первого созыва так и не успела принять закон об Уполномоченном по правам человека во всех трех чтениях. Работа над ним продолжилась во втором созыве. И, казалось бы, успешно: уже 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его... отклонил. Основная претензия верхней палаты российского парламента заключалась в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах РФ было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
После процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом РФ.
Стоит отметить, что учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. В настоящее время омбудсмены работают в 48 субъектах РФ.
Однако трудная судьба данного закона на этом не была окончена. Он предусматривал, что в срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Госдума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в РФ. Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года ситуация повторилась. В только в мае 1998 года «случилось чудо»: фракции договорились о том, кого же назначить на этот пост. Необходимое большинство в две трети голосов получил один Олег Миронов, который и был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в РФ. Как несложно догадаться, в связи с тем, что вторая Госдума РФ страдала значительной левизной, им стал представитель КПРФ.
Но даже на этом работа над законом не остановилась. 7 марта 2014 года Государственная Дума РФ внесла поправки в закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Смысл поправки, по мнению депутатов, состоял в том, чтобы исключить коррупционную составляющую этого поста. Для этого омбудсмена обязали сообщать «о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта». Хотя данная должность и носит исключительно номинальный характер, поскольку Уполномоченный не наделен никакими властными полномочиями, но народные избранники образца 2014 года обязаны были вести войну с коррупцией. Под эту «войну» одним из первых попал данный закон, носящий декларативный характер.
В завершение стоит заострить внимание на том, какой общественный резонанс вызвали эти бурные события по принятию закона? Тут нас постигнет жестокое разочарование: эта была буря в стакане воды, то есть проходила она исключительно в стенах парламента. Исследования, проведенные историографическим сообществом «Политика на сломе эпох», наглядно это показывают. Судите сами: за все время, что законопроект рассматривался в трех чтениях, пройдя два созыва Государственной Думы, его сопровождали лишь четыре (четыре!!!) заметки в газете «Коммерсант». Других заметок в иных изданиях не было.
...Тем временем попытки изменить ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» продолжаются. В 2015-2016 гг предложено уже восемь поправок, которые находятся на разных этапах рассмотрения.