Продолжаем рубрику "Законотворчество. Исторические хроники РАПСИ". В ней о законах нашей страны рассказывают их авторы. Действующие и бывшие депутаты специально для наших читателей вспоминают самые интересные, важные и полезные истории из своей законотворческой деятельности.
Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Это, пожалуй, был первый и единственный пока случай, когда депутаты демократических фракций в Госдуме РФ объединили свои усилия: во-первых, провели совместную встречу; во-вторых, договорились о скоординированных действиях; в-третьих, выполнили эти договоренности.
Случилось это уникальное событие 18 октября 1994 года, как раз накануне рассмотрения в третьем чтении проекта первой части Гражданского кодекса РФ. Ситуация вокруг этого основополагающего экономического документа, внесенного в Госдуму Президентом РФ, была сложной.
Страна жила по кодексу 30-летней давности. «Латали» отдельными частными актами указами, постановлениями. Это становилось очевидным тормозом для развития экономики молодой республики.
И вот группа ученых-правоведов подготовила, а Президент РФ Борис Ельцин внес на рассмотрение Госдумы РФ проект первой части нового Гражданского кодекса — основного экономического закона страны. Впервые за многие десятилетия собственность становилась уважаемым институтом, законодательно устанавливалось равенство всех ее форм. Первая же статья проекта ГК РФ провозглашала: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
Сегодня уже трудно себе представить, что исторически совсем недавно эти положения кодекса звучали почти революционно...
В ходе обсуждения проекта ГК РФ депутат и известный юрист Виктор Похмелкин («Выбор России») отмечал, что он «является именно базовым, конституирующим правовым документом, регулирующим все хозяйственные и экономические отношения, гражданский оборот в целом» и что «именно Гражданский кодекс - цивилизованный, грамотный, разумный - должен быть в основе всего законодательства, регулирующего экономические отношения».
«Вопрос: кому выгодно принятие этого Гражданского кодекса? По моему глубокому убеждению - всем гражданам России». С этой позицией согласилось большинство депутатов.
Первое чтение законопроект прошел практически «на ура» и даже получил комплименты «слева»: представители аграриев и коммунистов называли его «гениальным» и «супердокументом».
Однако вскоре выяснилось, что не так все просто. «Камнем преткновения» стал вопрос о частной собственности на землю. «Мы категорически возражаем против свободы земельного оборота», - заявил позицию левой части депутатского корпуса Валентин Мартемьянов (КПРФ).
Мотивы аграрии и коммунисты приводили разные, в том числе сугубо эмоциональные. Мол, «земля — это мать, а матерью не торгуют». Впрочем, против сдачи «матери» в аренду никто не возражал.
Как бы то ни было, но разделы проекта ГК РФ, касающиеся прав собственности на землю, стали серьезным препятствием для принятия этого важнейшего документа. Второе чтение благодаря некоторым компромиссным формулировкам он прошел. А вот с третьим возникли реальные проблемы. Перенос сроков рассмотрения, интенсивные консультации членов рабочей группы и специально созданной комиссии, кулуарная «обработка» колеблющихся...
Словом, к 19 октября — дате, на которую было назначено принятие Гражданского кодекса РФ в третьем чтении — обстановка вокруг этого законопроекта была накалена до предела. Это и подвигло депутатов-демократов провести накануне совместное заседание для выработки общей позиции. В этом заседании участвовали члены фракций «Выбор России» (Егор Гайдар) и «Яблоко» (Григорий Явлинский), а также группы «Либерально-демократический союз 12 декабря» (Борис Федоров).
Определяя основные рамки и задачи встречи, ее участники предлагали обсудить разные темы. Но Егор Гайдар с жесткостью, присущей ему в принципиально важных вопросах, настаивал на решении о совместном голосовании по принятию Гражданского кодекса , который, по его мнения, являлся «стержнем законодательной деятельности Государственной Думы, по крайней мере, в данном созыве». Его поддержал Григорий Явлинский. Разногласий по поводу необходимости скорейшего принятия ГК РФ не возникло. Так и решили — солидарно голосовать «за».
19 октября, как и было запланировано, депутат Сергей Запольский («Демократическая партия России») представил проект первой части Гражданского кодекса для принятия его в целом.
Главное возражение фракции Аграрной партии России — нежелательность норм, регулирующих гражданский оборот, связанный с землей, до принятия соответствующего земельного законодательства — вроде бы было снято. Закон о введении в действие ГК РФ, принимавшийся в пакете с самим кодексом, был дополнен статьей, гласящей, что соответствующая глава Гражданского кодекса вводится в действие только одновременно с в Земельным кодексом РФ.
Предварительный «расклад» голосов, казалось, не сулил неприятных сюрпризов.
Однако в «час Х» в очередной раз выяснилось, что демократы не умеют «ходить строем».
«За», конечно, большинство из них проголосовало. Но в одной фракции не голосовало 5 человек, в другой — 10, в третьей — 9... С учетом жесткой негативной позиции фракций КПРФ и ЛДПР вкупе с их жесткой дисциплиной, необходимого большинства набрать не удалось. Хотя на голосование ставили дважды.
Решено было перенести этот вопрос на следующее пленарное заседание, 21 октября. И тогда депутаты-демократы сумели наконец отмобилизоваться и проголосовать именно солидарно, как и договаривались. «За» - 246 человек.
В течение полугода основной экономический закон России прошел горнило Госдумы РФ. Это неплохой результат.
И сегодня мы как должное воспринимаем тот факт, что «граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе» (ст. 1 п. 2 ГК РФ).