«Жалованная грамота городам» стала экспериментом Екатерины II по созданию в России аналога гражданского общества. Появившийся средний класс изменил вектор восприятия власти среди горожан, что привело к появлению идеи самоуправления. О зарождении муниципальных выборов в России рассказывает в шестом эпизоде проекта РАПСИ, посвященном истории избирательного права, кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
В XVIII веке «модным» направлением реформ многих европейских монархов выступила политика «просвещенного абсолютизма». Не осталась в стороне и российская императрица Екатерина II.
Сама эта политика проводилась в целях эволюционного развития монархий и имела своей теоретической базой концепции французских просветителей М.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо. Эти мыслители предлагали в качестве путей достижения свободы, равенства и братства не революцию, а реформистскую деятельность просвещенных монархов в союзе с философами. Цель таких преобразований – общее благо, а главный инструмент его достижения – государство в руках мудреца-правителя.
Екатерина II по своему истолковала идеи просветителей, «перевела» их на русский язык, т.е. адаптировала к российской ситуации и к своему пониманию содержания реформ. Она отказалась даже думать о введении конституционного демократического строя, что предлагали просветители. Но все же всерьез озаботилась модернизацией института самодержавия и даже созданием нечто вроде гражданского общества. Под равенством и свободой она понимала закрепление прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Одним из таких преобразований явилась городская реформа. «Жалованная грамота городам» или точнее «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» была подписана Екатериной 21 апреля 1785 года. Этим документом создавался новый орган городского самоуправления – городская дума под началом городского головы. По сути это была попытка поспособствовать формированию в России «третьего сословия».
Согласно этого закона все жители городов были разделены на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий.
В первый разряд попадали владельцы земли и недвижимости в черте города. Эти люди получили наименование «настоящих городских обывателей». В основном здесь оказались дворяне, чиновники и служители церкви.
Во второй разряд были зачислены купцы всех трех гильдий. К первой гильдии относились владельцы торговых заведений при наличии у них капиталов от 10 до 50 тыс. рублей. Во вторую гильдию записывали купцов с капиталом в 5-10 тыс. рублей, а в третьей оказывались те торговцы, кто имел 1-5 тыс. рублей.
В третий разряд заносили ремесленников, приписанных к цехам.
Четвертый разряд составляли постоянно живущие в городе иностранные граждане.
Пятый разряд включал в себя «именитых граждан», к коим относились аттестованные художники и артисты, образованные люди с университетскими и академическими дипломами, оптовые торговцы, банкиры с капиталом свыше 100 тыс. рублей, владельцы кораблей, плавающих за границу и вообще состоятельные люди с капиталом более 50 тыс. рублей.
В шестой разряд – в «посадские люди» записывали всех остальных.
Таким образом, в российском обществе появилось особое сословие – мещане, в которое зачислялись все городские жители, имевшие не менее 50 рублей годового дохода и возраст 25 лет и старше. Мещанское звание, как и дворянское, было наследственным. Этим горожанам гарантировалось право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Следовательно, объем прав и привилегий мещан даже приближался к дворянскому сословию. Екатерина явно стремилась сформировать средний класс «достойных людей», который бы стал третьим после духовенства и дворянства.
Итак, в российских городах по повелению Государыни Императрицы появился выборно-представительный институт власти – шестигласная дума. Выборы в нее проводились «градским обществом», которое раз в три года вначале выбирало своих представителей в «общую городскую думу». В Жалованной грамоте Екатерины подробно описывается процедура выборов в общую думу от каждого из разрядов городского населения.
«Чтоб составить голос настоящих городовых обывателей, собираются всякие три года в каждой части города настоящие городовые обыватели и выбирают по балам одного гласного».
«Чтобы составить голос гильдейской, собирается всякие три года каждая гильдия и выбирает по балам одного гласного каждой гильдии».
«Чтобы составить голос цеховых, собирается всякие три года каждый цех и выбирает по балам одного гласного каждого цеха».
«Чтобы составить голос иногородных и иностранных гостей, собираются они всякие три года каждый народ особо и выбирают по балам одного гласного каждого народа».
«Чтобы составить голос именитых граждан, собираются всякие три года именитые граждане по семи названиям, и которые названия более пяти человек имеют, каждое особо выбирает по балам одного гласного».
Таким образом, число гласных в каждом разряде могло оказаться различным, так как выбирали по одному человеку от каждой гильдии, от каждого цеха, от «каждого народа», от каждой подгруппы «именитых граждан» и т.д. Однако, несмотря на это, число голосов в «общей думе» было у каждого разряда одинаково – по одному. Такой порядок, по замыслу законодателя, обеспечивал равные права всех категорий городского населения.
Общая городская дума избирала «шестигласную думу», куда и входили, соответственно, по одному человеку от каждого из разрядов. Избирался и городской голова. Жалованная грамота Екатерины Великой не определяла, из какого сословия должен быть глава города. Интересно, что крупные купцы не рвались на эту должность: исполнение этой общественной обязанности отвлекало от основной работы, приносящей главный доход. Не редкостью были случаи отказа от занятия этого почетного, но обременительного поста со стороны купцов.
Шестигласная дума отвечала за сохранение порядка в городе, за уборку улиц и дворов, за организацию рынков. Она заботилась о развитии инфраструкуры и экономики города. Многие исследователи отмечают, что в ведение «шестигласной думы» попадали преимущественно «мелкие хозяйственные дела».
Разумеется, в эпоху абсолютизма все важнейшие вопросы решались только государственными чиновниками, назначаемыми центральной властью. Поэтому в этом нововведении и не стоит отыскивать нечто революционно-республиканское, это был всего лишь еще один шаг к учреждению самоуправления городов, к оживлению общественной жизни, к созданию начатков гражданского общества. Причем шаг бесспорно прогрессивный.
Жалованной грамотой городам в России был оформлен новый «средний род людей» - мещане. Эта категория лиц, так же, как и дворяне, не могла быть лишена жизни, имения без решения суда. За обиду, учиненную мещанину словом, ему полагалось денежное вознаграждение, величина которого равнялась количеству податей, которые мещанин уплачивал за год.
Ну, а самое главное, новый класс – мещане – приучались к тому, что дела в городе могут вершиться не только назначенными сверху чиновниками, но и их выборными представителями. Появлялся тем самым принципиально новый вектор попадания в органы управления.
Если раньше речь шла исключительно о полномочиях, получаемых управленцами по направлению сверху вниз, то теперь городские гласные и городской голова получали мандаты «снизу» - от избирателей. Отсюда и возникал другой вектор ответственности: органы городского самоуправления отвечали не перед «начальством», а перед избравшими их горожанами. Сами выборы гласных выступали хорошей начальной школой гражданственности.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 16 марта.