Выборы во вторую в истории России Госдуму привнесли в нашу страну правовые механизмы настоящей предвыборной борьбы. Существенно возросло число легальных политических сил – в многополярном политическом спектре были представлены интересы всех слоев гражданского общества. Однако и второй созыв российского парламента проработал ненамного дольше первого. Почему это произошло и какие последствия имело для избирательного права в стране рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Одновременно с роспуском непослушной I Думы в июле 1906 года новым премьер-министром правительства России был назначен П.А.Столыпин. Он вошел в историю как видный государственный деятель и выдающийся реформатор.
Однако в бурные дни Первой русской революции именно он как глава правительства выдвинул свой программный девиз: «Сначала успокоение, а потом реформы». Но избирательная кампания по выборам во II Думу началась в ноябре 1906 года – еще до «успокоения».
В этой кампании стороны – власть и оппозиция – действовали уже с учетом накопленного в предыдущий период опыта. В выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайние левые. Борьба шла в целом между четырьмя течениями: правыми, стоящими за укрепление самодержавия; октябристами, поддерживавшими правительство и программу Столыпина; кадетами; а также левым блоком, объединившим социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы.
На этот раз это была уже настоящая предвыборная борьба. Устраивалось много шумных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами.
Столыпин, добиваясь «успокоения», прилагал все усилия, чтобы не пропустить в парламент революционеров и либералов. С этой целью по его инициативе в Совете министров дважды обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года). Но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов, которые многие уже называли «конституцией», и мог повлечь обострение революционной борьбы.
В итоге избирательный закон вроде бы остался прежний, но с помощью «сенатских разъяснений» было несколько ограничено участие рабочих и крестьян в выборах.
Накануне кампании – с июля по октябрь – приостановили деятельность 260-ти ежедневных и периодических изданий. Были не допущены к участию в выборах все самые радикальные и активные депутаты I Думы. Юридические основания для этого все же нашлись. Дело в том, что, протестуя против роспуска первой Думы, многие депутаты, числом около 220, выехали в Выборг и составили заявление «Народу от народных представителей», которое известно как «Выборгское воззвание». В этом документе депутаты откровенно призывали народ к гражданскому неповиновению царскому правительству.
В заявлении говорилось: «Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда Правительство распустило Государственную Думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег».
Подписали воззвание 180 депутатов. Против авторов-составителей заявления было начато уголовное преследование. 167 человек попали под суд. Дело рассматривалось Особым присутствием Санкт-Петербургской судебной палаты. Адвокаты пытались отстоять своих подзащитных, так как в их деяниях не было статьи 129, которую им вменяли: «выборжцы» были виновны в составлении, но не в распространении воззвания.
С точки зрения уголовного кодекса здесь была большая разница: за одно «составление» подсудимых не могли лишить политических прав. Но суд именно такое решение и вынес. Подавляющее большинство из преданных суду были осуждены на три месяца тюремного заключения и лишены избирательных прав. Таким образом они лишились также права заниматься легальной политической деятельностью и в дальнейшем не могли стать депутатами Государственной Думы.
Однако все эти действия властей привели к прямо противоположному результату. II Дума по партийно-политическому составу оказалась даже более левой, чем первая. Объяснялось это не только «протестным голосованием» избирателей, отвечавших так на действия правительства по ограничению их прав и свобод, но и участием в этих выборах левых социалистических партий.
И эсеры, и социал-демократы на этот раз не стали повторять ошибку с бойкотом прошлых выборов, а активно включились в предвыборную борьбу. В кандидаты в депутаты баллотировался даже сам вождь большевиков Ленин (правда безуспешно).
Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатая система по куриям). Сама избирательная кампания проходила в обстановке утихающей, но не закончившейся революции. Властям все еще пока не удавалось добиться желательного «успокоения». Такой социально-политический фон также сказался на результатах выборов.
Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты по роду занятий распределились следующим образом: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), 3 офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов.
Только 32 члена Думы (6 %) являлись депутатами первой Думы. Столь малый процент «старых» депутатов объяснялся упомянутым уголовным преследованием «подписантов» Выборгского воззвания.
Участие в выборах возросшего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям депутаты распределялись так: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, кадеты — 98 человек, социал-демократическая фракция — 65, беспартийные — 50, польское коло — 46, фракция октябристов и группа умеренных — 44, социалисты-революционеры — 37, мусульманская фракция — 30, казачья группа — 17, народно-социалистическая фракция — 16, правых монархистов — 10, и к Партии демократических реформ относился один депутат.
Анализируя партийный состав II Государственной Думы можно заметить явную политическую поляризацию ее состава: кадеты получили меньше голосов, чем прежде, но зато возросло представительство, как правых, так и левых партий. А поскольку кадеты позиционировали себя сторонниками глубоких демократических преобразований, то они очень часто голосовали вместе с левыми фракциями, что и создавало большинство голосов.
Это обстоятельство и позволяет нам говорить о том, что новый созыв российского парламента «полевел». Отсюда, памятуя о судьбе первой Думы, можно было уже предугадать недолгую жизнь и второй. Если уж тот прежний состав парламента оказался слишком радикальным для царизма, то «сработаться» правительству с этой Думой представлялось маловероятным.
Так и вышло, несмотря на то, что кадеты призывали всех депутатов к тактике «бережения» Думы и советовали фракциям не вступать в резкую конфронтацию с правительством. Какое-то время эта стратегия приносила свои плоды, и второй созыв продержался немного дольше первого, но расхождения в политических позициях правительства и большинства Думы давали о себе знать.
Законодательный орган отвергал многие правительственные законопроекты и предлагал свои, неприемлемые для исполнительной власти. Трудовики, в частности, выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу ее крестьянам фактически без выкупа.
Вместо рассмотрения законопроектов правительства основным предметом дебатов весной 1907 года Дума сделала вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров.
17 мая 1907 года большинство депутатов проголосовало против «незаконных действий» полиции. Такое дерзкое постановление очень не понравилось царю и правительству. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи.
Думская комиссия не установила факта связи социал-демократической фракции с «военной организацией РСДРП», которая якобы готовила вооружённое восстание в войсках. И тогда 3 июня 1907 года царским указом II Дума была распущена. Она просуществовала всего 102 дня.
Таким образом, и второй созыв российского парламента оказался «непослушным». Вновь избиратели выбрали «не тех». Перед царским правительством встал вопрос: либо прислушаться к мнению народных избранников и поменять свою политику, либо изменить избирательный закон так, чтобы в Думе вновь не оказалось, по словам консерваторов, «500 Пугачевых».
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 29 июня