РАПСИ провело текстовую трансляцию из Мещанского суда, в котором проходит допрос Павел Дмитриченко, обвиняемого по делу о нападении на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина.
Нападение на Филина произошло 17 января в Москве: в лицо худруку балета ГАБТа плеснули кислотой. Он попал в больницу с ожогами лица третьей степени и ожогом глаз. Филин перенес более 20 операций на глазах. Сейчас его левый глаз достиг остроты зрения в 80%, лечение правого еще не завершено, но им Филин уже может видеть большие символы. В середине сентября худрук балета вернулся в Москву из Германии, где проходил лечение.
На скамье подсудимых - артист балета Большого театра Павел Дмитриченко и двое безработных - ранее судимый житель Рязанской области Юрий Заруцкий, которого следствие считает непосредственным исполнителем нападения, и житель Московской области Андрей Липатов, предположительно, доставивший Заруцкого на машине к месту преступления.
Читать все материалы по делу >>> Читать трансляцию с допроса Сергея Филина >>>
Читать в Твиттере >>> Читать на английском языке >>>
18:43 А это значит, что у нас, наконец-то, наступил пятничный вечер. Друзья, спасибо всем, кто читал нас сегодня, в понедельник продолжим. Хороших выходных!
18:40 Вопросы начнут задавать в понедельник в 14:00 мск.
18:39 Судья спрашивает, закончил ли Дмитриченко, тот говорит, что да, но нужно время на подготовку к вопросам.
18:38 "Потом уже пошла информация о заказчике и явке с повинной, но ее в материалах дела нет. У меня никогда не было умысла электролитом в глаза. Ночью - зачем? Это бессмысленно".
18:35 Потом был допрос, обыск в шесть утра, вспоминает Дмитриченко. Говорит, что от него требовали на камеру сказать, что он организовал нападение. "Сказали, что раз я звонил и сообщал о передвижениях Филина, значит составлял маршрут Заруцкому. Поэтому я должен был сказать, что "преступление произошло не в той мере", что я и сделал".
18:31 "Поехал к Заруцкому, спрашиваю, это ты сделал? Он мне ответил, что это была моча, и ничего страшного не случится. Я предложил поехать в полицию, а он схватил меня за горло. Сказал мне: "С**а, если пойдешь в полицию, я с твоей девушкой и твоей семьей то же самое сделаю". Мне было страшно, я понимал, что он может это сделать".
18:29 "Через какое-то время, слышу, Анжелина говорит с педагогом - Филина облили кислотой. Я в Интернет - там все пестрит. Я в шоке. Я понял, чего хотел Заруцкий и почему он сломал телефон. Ночь не спал".
18:29 В итоге, говорит, вернулся домой ночью и без телефона - так как его сломал Заруцкий.
18:25 "Я спросил, что случилось. Он показал на челюсть, я понял, что он ударил его. и понял, что скрывает это от Липатова, так как не говорит этого вслух. После этого мы с Батыром поехали в сторону Варшавскому шоссе - у него утром была репетиция. Ехали часа четыре. Потом я спросил, можно ли будет взять его машину завтра и попросил у него денег на такси".
18:22 Позже, говорит Дмитриченко, Заруцкий позвонил ему и попросил привезти три тысячи рублей - за бензин. " Я подъехал, вышел, никого не увидел. Позвонил ему, спросил, где он. Потом увидел машину, сел в нее, отдал деньги - мне их одолжил Батыр. Заруцкий спросил, с каких телефонов я звонил - у меня их на тот момент было четыре. После этого вырвал их у меня из рук, сломал один из них и сказал выкинуть. Он был на взводе".
18:21 Сам Дмитриченко говорил, что воспринимал все заявления Заруцкого "как понты".
18:19 "Я взял ключи у Батыра, стал греть машину. Увидел, как Филин садится в машину, вспомнил про Юрия. Набрал ему и сказал, что Филин сел в машину"
18:17 Заруцкий спросил, где Филин, Дмитриченко ответил, что тот не в театре. Заруцкий сказал, что подождет час-другой.
18:15 Он говорит, что увидел пропущенный от Заруцкого, перезвонил ему, и тот снова предложил поговорить с Филиным. По словам Дмитриченко, он согласился, так как не воспринимал подобные разговоры всерьез.
18:13 Дмитриченко немного отвлекся на рассказы о профсоюзе и вернулся к событиям 17 января.
18:11 И снова 17 января. Итак, Заруцкий позвонил, Дмитриченко ему перезвонил. Заруцкий предложил встретиться в Москве, Дмитриченко ответил ему, что собирается на дачу. Заруцкий обещал перезвонить.
18:10 "Многие думают, что в Большом театре люди получают большие деньги. Это не так".
18:06 И рассказывает детали истории на верхней сцене - он говорит, что Филин остановил артистов, сказав им, что если они в полноги все будут делать, то он заменит их уродами - пусть они, мол, и уроды, но зато все как надо сделают". Филин тогда сказал, что меняет правила и теперь все артисты обязаны ходить на классы, а за пропуски занятий будут штрафы. "Я ему говорю, Сергей Юрьевич, я всегда так к нему обращался, где такое написано? Это что - царство? Он ответил, что да". После этого, по словам Дмитриченко, его сняли с партии.
18:04 И Дмитриченко переходит к рассказу о профсоюзе - говорит, что возглавить его просили артисты. "Я понимал, за что Сергей недолюбливает меня - я не боялся его".
18:02 "В тот день у нас в театре было "Лебединое озеро". После спектакля я собирался на участок, Юрасов собирался с нами, но сказал, что у него репетиция и попросил его не ждать".
18:00 Липатов и Заруцкий смотрят в пол, обхватив головы.
17:59 Просил 10 тысяч. "Я ему сказал, чтобы он подошел к театру, он сказал, что подъедет друг. Приехал человек, сказал, что стоит на Большой Дмитровке возле таксофона. Я пришел, отдал ему деньги, а он мне конверт с распиской". Позже выяснилось, что это был Липатов - в следующий раз Дмитриченко увидел его уже 17 января.
17:57 Теперь январь. Заруцкий звонил Дмитриченко, напоминал ему про контрамарки на "Щелкунчика" для детей и жены. В 10-х числах позвонил, поблагодарил и спросил, не обижает ли его Филин. Потом позвонил 15 января, сказал, что ему нужны деньги - "немного, но очень нужно".
17:53 "Сергей также считал, что люди, не занятые в спектаклях, не имеют права получать премии и гранты. Я поставил вопрос, сказав, что эти люди ходят на репетиции, занимаются - это тоже работа. И я предложил создать "подушку", введя пятибаллтьную систему и давать этим людям хотя бы по одному баллу. Все проголосовали за". Дмитриченко говорит, что вел аудиозапись этого собрания, но почему ее не включили в материалы дела, он не понимает.
17:52 "Я был не согласен, предложил вернуть эти деньги, комиссия со мной согласилась - деньги вернулись в общую корзину. Сергей был недоволен - вскакивал, уходил".
17:50 Он сказал об этом Филину, тот ответил, что эти деньги были обещаны этим артистам за переход из других театров. "Я ответил, что тогда и платите из своих денег, а не из денег театра".
17:49 Дмитриченко говорит, что несколько дней знакомился с документами и нашел в них "несколько нюансов" - по его словам, двое артистов получили премии в месяцы, в которые не работали.
17:47 В декабре в театре была очередная комиссия по грантам. Дмитриченко говорит, что именно тогда к нему и подошел Жидков с предложением в эту комиссию войти - мол, коллектив попросил.
17:45 Дмитриченко говорит, что давал Заруцкому в долг 50 тысяч рублей, и что от того есть расписка. Заруцкий обещал вернуть деньги после Нового года.
17:42 Для этого Заруцкий попросил его купить ему телефон - мол, в Москве дешевле, а деньги он отдаст. "Потом встретились в районе Садового, он стал предлагать мне деньги. Я говорю, оставь, и так помог. Он мне говорит: "Ну как там Филин, где он живет?" Я ему сказал, он мне ответил, что понял и теперь поговорит с ним. Спросил, есть ли там камеры - мол, не хочу, чтоб на Youtube попала запись, как я его бью"
17:41 Говорит, осенью пересеклись с ним в последний раз, заговорили о театре. Заруцкий предложил помочь - подъехать и поговорить. "Я сказал: "Давай, попробуй".
17:39 Говорит, что давал Заруцкому по 500-1000 рублей за советы о покупке стройматериалов подешевле. Тот у него часто спрашивал, почему Дмитриченко ему не звонит. "Я ему ответил, что, во-первых, времени нет, а во-вторых, прости, Юр, не всегда есть желание".
17:38 Дмитриченко практически не заглядывает в тетрадь. Снова вспоминает Заруцкого. "Юрий любил выводить на разговор. Говорил, что убил бы - но это были просто слова".
17:35 "Не хочу обижать, но Сергей воспринимал свой коллектив, как кукол Карбаса Барабаса. как он скажет, так и должно быть, не иначе", - говорит Дмитриченко.
17:33 Дмитриченко переходит к отношениям с Филиным. "Эмоции всегда были в письмах. Сергей реагировал по-своему. Я его понимаю, как руководителя. Все были мышками, а я за свою профессию никогда не держался. Я состоялся благодаря Григоровичу, а не Филину".
17:31 Дмитриченко говорит, что в 2012 году продал машину, после чего стал чаще прибегать к помощи друзей. Потом он снова встретился с Заруцким, тот спрашивал у него, за сколько артист продал машину и будет ли брать новую.
17:28 Адвокат Липатова спрашивает, надолго ли все это - ему надо забрать ребенка из сада. Адвокат Кадыров вновь предлагает отложить слушания. Судья все-таки решает продолжить.
17:26 Дмитриченко попросил воды, ему принесли. Из зала поинтересовались, в каком он состоянии, тот кивнул и продолжил рассказывать стоя.
17:24 "Хочу отметить, что он мне вообще часто позванивал, поздравлял с праздниками, что меня удивляло - ведь мы не были близко знакомы", - замечает Дмитриченко. Говорит, что Заруцкий "позиционировал себя как спортсмена и борца".
17:23 Дмитриченко говорит, что Заруцкий и потом часто ему звонил, "навязывая свою помощь". "Я его с момента знакомства видел раз 15, и то в магазинах", - говорит Дмитриченко.
17:20 "Я подошел к Сергею, хозяину магазина, спросил, какие помещения сдаются в аренду". Тогда его и познакомили с Заруцким, который пообещал помощь, например, подсказать, где можно найти стройматериалы подешевле. "Он был очень навязчивый человек, общительный".
17:18 Дмитриченко говорит, что примерно в 2010-2011 годах он познакомился с Заруцким - через владельца одного из продуктовых магазинов. "Я искал помещение для бюджетной парикмахерской, хотел открыть свое дело".
17:16 Дмитриченко начинает издалека. Он говорит, что в 2010 году ему удалось получить для артистов Большого театра землю на законных основаниях. "На пустом куске земли я построил поселок, чтобы люди могли там жить. В связи с нашей занятостью это было тяжело, но мне было интересно". Говорит, что это было своего рода хобби и говорит, что такое вступление объяснит то, почему он часто оказывался в Ступинском районе Подмосковья.
17:15 Судья разрешает пользоваться Дмитриченко своими записями, но тот решает рассказать все своими словами.
17:11 И все же допрос Дмитриченко будет сейчас - пара минут на перерыв.
17:09 Так нам казалось, что начинаем. Адвокат Кадыров говорит, что еще на понедельник вызваны свидетели и предлагает допросить Дмитриченко после них.
17:09 Будет. Начинаем его допрос.
17:08 Свидетель свободен. Ну что, будет сегодня Дмитриченко?
17:07 Говорит про потерпевшего: "Я знаю Сережу Филина, мы тоже переживаем за него". Добавляет, что при ней Дмитриченко о нем никогда не говорил. О должности Дмитриченко ничего не знает: "Я этим не интересуюсь".
17:05 "Не живя с женой, возит для животных корм! Какая агрессия? Собаку сбили - он рыдал!"
17:03 "Я вас умоляю, разберитесь и помогите этому мальчику", - говорит Дмитриева, но судья просит ее вернуться к сути дела. "Дмитриченко поставил Григорович, а это что-то значит", - продолжает свидетельница.
17:02 "Он достиг творческого успеха, зачем ему эта грязь? Для нас он как наш ребенок. А у нас не может быть плохого ребенка. Он великолепный мальчик", - говорит Дмитриева. Дмитриченко слушает, опустив глаза.
17:01 А еще говорит, что сложившаяся ситуация - это страшно, "ни в какие ворота не годится". Голос Дмитриевой дрожит.
17:00 Говорит, что знает Дмитриченко с пеленок - "очень отзывчивый, трепетный, человек с большой буквы". Говорит, что тот дружил с ее сыном.
16:56 У нас двенадцатый свидетель - Галина Дмитриева, заслуженная артистка, тренер высшей категории по художественной гимнастике.
16:55 О событиях 17 января знает только из прессы. На вопрос судьи, какую должность Дмитриченко занимает в театре, Продыкова неуверенно ответила: "Солист".
16:54 Не помнит. Попросили ее еще раз попытаться вспомнить - нет, не вышло.
16:53 Представительница Филина спрашивает, в какое время Аннадурдыев, который рассказывал, что вечер 17 января провел с Дмитриченко, вернулся в тот день домой.
16:49 Традиционный вопрос от судьи - был ли Дмитриченко недоволен работой Филина. Подыкова говорит, что ей о таком ничего не известно.
16:48 Рассказывает она и про Филина - говорит, что тот по громкой связи, при двух свидетелях, сказал ее супругу, что вот, мол, перед тобой листочек, подписывай бумагу, ты здесь больше работать не будешь. А еще говорит, что ее квартиру обыскали после нападения на Филина.
16:46 Кстати, муж Подыковой - Батыр Аннадурдыев - уже давал свои показания в суде.
16:44 "Могу за него поручиться. Он никогда бы не опустился до такой низости", - говорит Подыкова.
16:43 "Заносчивым не стал, каким был - добрым и отзывчивым, таким и остался".
16:40 Лично знакома с Дмитриченко около двадцати лет, еще со времен хореографического училища. "Добрый, внимательный, отзывчивый человек. Друг семьи. Мог отдать последнее", - рассказывает она о Дмитриченко. Вспоминает о том, как ее муж попал в больницу, а Павел стал помогать ее семье.
16:37 Номер одиннадцать - Галина Подыкова, учится в ГИТИСе, прошлой зимой нигде не работала.
16:36 Судья спрашивает, были ли у Дмитриченко претензии к профессиональной деятельности Филина. Дмитриев отвечает, что не было.
16:35 "У Дмитриченко такое... героическое амплуа. Мне он импонирует", - продолжает Дмитриев. И вслед за прежними свидетелями говорит, что карьерные успехи Дмитриченко не сказались на его достижениях.
16:32 Говорит, что знает Дмитриченко исключительно как хорошего и доброго человека. Говорит о Филине: отношения были исключительно рабочие с ним, однозначной оценки дать не может, но добавляет, что тот не держит обещаний, как руководитель: "Дает слово, а потом все происходит наоборот, это факт". Приводит пример: "Ставит тебя в афишу, а потом оказывается, что тебя нет в списке".
16:31 Десятый свидетель - солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Дмитриев.
16:29 Фильчев говорит, что знает о событиях 17 января только из сообщений СМИ.
16:27 Судья спрашивает про гранты. Фильчев говорит, что это самый задаваемый вопрос сегодня. Судья интересуется, откуда ему это известно. И Фильчев, хо-хо, всем привет, говорит, что в Интернете идет трансляция.
16:26 Вопрос о претензиях Дмитриченко к Филину. Ответ: "Я не хочу руководствоваться слухами и домыслами, лично свидетелем не был".
16:24 Фильчев считает, что Дмитриченко реализовался в творческом плане, при этом не зазвездившись. "Те, кто говорят, что Павел вспыльчивый - не лукавят. Но у него доброе сердце и чистые намерения, агрессии не было у него". Вопросы опять есть только у судьи.
16:23 Адвокаты просят примеры. итак, примеры. "Он был инициатором сбора денег нашему артисту Алехину. Мы все тогда отказались от гонораров за премьеру "Грозного" и помогли коллеге".
16:22 Он повторяет мысли предыдущих свидетелей - говорит, что Дмитриченко высказывал мнение всей труппы, в том числе, будучи лидером профсоюза.
16:20 Знакомы с 2006 года. "В нем чувствовалась какая-то сила. Ничего плохого не могу о нем сказать".
16:17 Свидетель номер девять - Иван Фильчев, артист Большого театра. Знаком с Дмитриченко по совместной работе.
16:15 Коллега Жорина сообщает, что тот убыл на другое заседание. В принципе, никто не против продолжать слушания и в его отсутствие.
16:14 Нет на месте адвоката Жорина. Тем не менее, суд возобновился. Судья первым делом интересуется, где Жорин.
16:11 Ну и, наконец-то, драма. В коридоре конфликт - приставы не пускали в зал одного из свидетелей, которого как будто бы застукали за фотографированием Дмитриченко. Не пускали, не пускали, да так и не пустили в итоге.
16:08 И обвиняемые на месте. Сейчас уже действительно продолжим.
16:06 Судья на месте.
16:00 Представители Филина и адвокаты также уже в зале, журналисты и слушатели по-прежнему в коридоре.
15:58 Журналистов снова отгородили лавкой, ждем подсудимых.
15:56 Если у нас с арифметикой все так же хорошо, как у свидетеля Корягина, то три плюс девять минус восемь равно четыре. Значит, если нам повезет, мы послушаем еще четверых свидетелей, после чего начнется допрос Дмитриченко.
15:56 Мы продолжаем.
15:41 Теперь мы ждем замечаний от орнитологов, которые укажут нам на то, что это не филины, а совы, например.
15:40 Кстати, вот та самая вешалка с филинами
Фото Дианы Гуцул, РАПСИ
15:36 В общем, пока суд да дело, к нашему корреспонденту подошли товарищи из балета и сообщили, что позиция у выступающих не первая, как по недоразумению раньше писали мы, а третья. Мы приносим всем свои сердечные извинения.
15:18 А, ну вот. "Перерыв полчаса", - сказал пристав. Теперь уже выгнали всех остальных.
15:16 Все, свободен. Адвокат Жорин просит объявить перерыв. Обвиняемых вывели, все остальные остались в зале. Как долго будет длиться перерыв, судья объявлять не стала.
15:14 Вопросы опять только у судьи - были ли у Дмитриченко претензии к Филину? Сазонов ничего такого вспомнить не может.
15:12 "Он постоянно высказывал мнение коллектива руководителям". "Одному или разного уровня?" - уточняет адвокат Кадыров. "Разным", - уточняет свидетель Сазонов, добавляя: "Артисты не могли говорить - они боялись потерять роли и зарплату, а Павел не боялся. Он был нашим голосом".
15:10 "Творчески он очень успешный человек, будет большим упущением погубить его таким образом", - говорит Сазонов. Он добавляет, что Павла можно назвать эмоциональным, но не агрессивным.
15:08 Рассказывает про Дмитриченко - хороший человек, была травма, врачи прогнозировали, что он не сможет танцевать, но тот продолжил бороться. "Потом у него была знаменательная встреча с Юрием Григоровичем. Павел в театре занимался общественным делом".
15:03 Говорит, что "знаком с Павликом со школы". Отношения дружеские.
Евгений Сазонов // Вконтакте
15:01 Свидетель номер восемь - Евгений Сазонов. Артист Большого театра со ставшими традиционными сегодня атрибутами - прямая осанка, громкий голос и, разумеется, первая позиция.
15:00 Допрос Корягина, к нашему огромному сожалению, закончен.
14:59 Судья снова спрашивает о грантах. "Признаться, я в этом абсолютно серый и темный". "Место жительства Дмитриченко вам известно?" - "Нет, не известно. Догадываюсь, что он живет в Москве".
14:58 "Какую должность занимал Дмитриченко?" - "Лидер профсоюза". Все опять смеются, Корягин уточняет, что Дмитриченко также работал артистом.
14:57 После ответов Корягина ни у кого, кроме судьи, вопросов не осталось.
14:54 Корягин: "Это вообще безумно сложная работа, эти артисты в Большом - они как белки в колесе, которые бегают, бегают и лап своих не видят". И он не останавливается, продолжает: "Большой - это как Шаолинь. все только думают, что это красиво, а на самом деле два бревна"
14:52 "Сколько дней в неделю работает артист?" - спрашивает Дмитриченко. "Шесть", - отвечает свидетель. "А отдыхает?" - продолжает артист. "Один", - отвечает Корягин.
14:51 "Это не его почерк, то, что ему вменяется. Вот как в школе говорят, да? То, что ему вменяется - почерк не Павла", - как бы вменяет нам Алексей Корягин.
14:48 Корягин рассказывает занятные вещи. Вот, например: "Открывается Большой театр. Мы строили-строили, как чебурашки. А тут идут немцы в касках. Ну, строители. А пойти и сказать руководству никто не мог, если что-то было не так. А Павел мог. Или идет репетиция. Павел что делал? Напоминал, что это лавочка не частная, а государственная. Он ничего свыше не требовал. Без него будет тяжело, я так скажу, если он не вернется".
14:45 Рассказывает: "Павел всегда выражает то мнение, которое коллектив не может высказать из-за своей немощи. Павел - профессионал. Он честолюбиво относился не только к правде, но и к работе. Абсолютно спокойный человек, с которым можно поговорить на любую тему".
14:44 С Дмитриченко знаком со школы.
14:41 Свидетель номер семь на сегодня (их должно быть 12, напомним). Алексей Корягин. Тоже стоит ровно, говорит громко. В общем, учится в ГИТИСе на педагога, несколько месяцев работал артистом балета. Наш корреспондент отмечает, что все артисты сегодня дают показания, стоя за трибуной в первой позиции.
14:40 "Где Дмитриченко жил зимой прошлого года?" - "В съемной квартире в районе Тверской". Допрос окончен.
14:38 Защита всё, у представителей Филина и прокурора вопросов нет. Судья продолжает задавать вопросы про гранты, спрашивая, высказывал ли Дмитриченко свое недовольство Филину по поводу их распределения. "Обсуждение ролей и артистов всегда происходит, но чтоб недовольство от него... не помню такого", - отвечает Жидков.
14:37 "Я был в плачевном состоянии тогда?" - "Нет". Ок.
14:35 "Что для меня было важнее - станцевать и молчать? Или сказать, что я думаю?" - вопрошает Дмитриченко. Вопрос оказался не риторическим. "Сказать, что думаешь, конечно", - отвечает Жидков, вспоминая, что Дмитриченко на некоторое время лишался ролей из-за своей принципиальности.
14:33 Жидков не помнит, чтобы Дмитриченко когда-то что-то просил для себя.
14:31 Дмитриченко уточняет, ходит ли Филин в сопровождении врача. "Никогда", - отвечает Жидков. Намеки Дмитриченко очевидны - на допрос Филина сопровождал врач, постоянно закапывавший тому глаза.
14:30 А вот, кстати, та самая собака, которая нынче ходит в суде в сопровождении Дмитриченко
Фото Дианы Гуцул, РАПСИ
14:27 Дмитриченко спрашивает, появлялся ли Филин на работе. "После возвращения из Германии - да. Ходит под охраной, но без посторонней помощи, под руку его не водят".
14:26 Жидков говорит, что комиссия не занималась распределением ролей, соответственно, артист не мог назначить на какую-либо роль другого артиста. "С приходом Дмитриченко в комиссию премии артистам увеличились, все были очень счастливы и довольны".
14:24 Задача комиссии - контроль над финансовыми потоками. "Все ли равны в комиссии? Стирается ли там грань между артистом и художественным руководителем?", - спрашивает Дмитриченко. Жидков: "Все равны, но никакого панибратства. Все же руководитель - это руководитель".
14:22 Дмитриченко спрашивает, его ли это была инициатива - войти в комиссию. "Даже когда я в нее вошел, это была не моя инициатива. Так что нет, не ваша", - немного путано отвечает Жидков.
14:21 Свидетель не помнит, чтобы Дмитриченко хамил Филину. Далее вопрос о грантах (Жидков - член той самой комиссии). "Там нелегко было. И не просто до сих пор. Я действительно однажды даже хотел выйти из нее. Достойнее меня был только Дмитриченко. Я подошел к нему, спросил - пойдешь ли, только от этого никаких плюсов нет, доплаты тоже. Павел ответил, что да, если так хочет труппа".
14:16 "Был прогон. Филин хотел что-то донести до труппы - сначала спокойно, но потом он перешел на повышенные тона. Труппа молчала - все опешили, не все артисты поняли, чего от них хотят". Такая вот история.
14:13 Павел помогал всем, часто и много. Мог собирать деньги или подписи на какое-то дело", - продолжает свидетель. Дмитриченко просит рассказать о ситуации на верхней сцене, когда произошел некий разговор между Филиным и Жидковым.
14:11 "Благодаря дороге, которую помог построить Павел, кладбище стало расширяться". - на полном серьезе рассказывает о добрых делах Дмитриченко свидетель. Зал вместе с обвиняемыми лежат от смеха.
14:07 "Павел - лидер! Не то слово, какой лидер! Я бы сказал, локомотив!" - рассказывает свидетель.
14:06 Говорит, что со всеми знаком. Публика было подзавелась, но он тут же уточнил - с Дмитриченко лично, с остальными - через СМИ. С Дмитриченко знаком около 15 лет. Отмечает, что амплуа и роли у них были разные, поэтому конкуренции не было.
14:05 Жидков - корифей балета Большого театра, говорит громко, стоит прямо.
14:04 Третий свидетель со стороны Дмитриченко (всего шестой за сегодня) - Василий Жидков. Мы продолжаем терпеть в надежде дождаться-таки допроса самого Дмитриченко.
14:01 Вопросы пока не прекращаются. "добровольно ли уволился предыдущий руководитель Большого - Геннадий Янин?" Это спрашивает представительница Филина. "В его заявлении было сказано, что он уходит по собственному желанию, больше я ничего не знаю. И вообще не понимаю, при чем тут он". Вопросов больше нет, свидетель уходит.
14:00 Судья, впрочем, просит пока не рассуждать на эту тему, замечая, что вопрос не корректный.
13:59 Дмитриченко: "А мог ли я пойти на преступление ради роли?" Шумилин: "Нет, конечно". Гениально.
13:57 Вопросы остались только у Дмитриченко. Он спрашивает, кто в него поверил и кто давал ему ведущие партии. "Великий Юрий Григорович. Именно он", - скромно отвечает Шумилин, на что артист делает замечание: "А то все тут любят говорить, что Филин".
13:54 Судья спрашивает, что Шумилину известно о событиях 17 января. "Каких событиях?" - грамотно парирует свидетель, добавляя, что Филин в тот день ушел со спектакля раньше, и больше он его не видел. А вот Дмитриченко видел, говорит - они вместе смотрели спектакль, пили чай, а после этого Дмитриченко ушел за кулисы. Об остальном, говорит свидетель, ему известно из СМИ или со слов Филина.
13:49 Дмитриченко спрашивает у Шумилина, помогал ли он строить ему дом. "Помогал". "Делом или советами?", - не унимается Дмитриченко. "Активно помогал", - говорит Шумилин, замечая, правда, что дом пока не достроен.
13:47 Шумилин не может дать характеристику Филину, но замечает, что читал письмо, подписанное сотнями человек. "Это о чем-то говорит", - говорит он, очень верно подмечая, что артисты - натура тонкая.
13:45 Балет - это искусство в движении?"- спрашивает Дмитриченко и просит назвать Шумилина расстояние в метрах от сцены до того места, где сидит Филин. "Около 18", - отвечает свидетель в метрах. Такое ощущение, что в этом месте все должны всё понять, но это не так, добавляем уже мы от себя.
13:43 Шумилин говорит, что не знает, досматривает ли Филин балет на репетициях и закапывает ли он себе глаза.
13:40 Обстановка накаляется. Теперь Дмитриченко спрашивает, как Филин следит за репетициями. Представители Филина пытаются снять вопрос, но судья им отказывает. В это время родственники обвиняемых из зала начинают возмущаться, что, мол, какое там следить, вспоминая, что на своем допросе Филин постоянно уходил закапывать себе капли в глаза.
13:39 Дмитриченко спрашивает, кто сейчас ходит с Филиным по коридорам театра. Шумилин: "Вся его семья и охранник".
13:36 По словам Шумилина, артист имел право высказать коллегам или руководству свое мнение, но повлиять это ни на что не могло.
13:35 Защита Дмитриченко спрашивает, можно ли назвать того вспыльчивым, агрессивным и конфликтным. "Он всегда остро реагировал на несправедливость. Паша еще с училища всегда пытался добиться правды. Мог требовать чего-то, но агрессии за ним я не замечал", - отвечает Шумилин.
Юрий Шумилин - второй справа // Facebook
13:32 Второй свидетель со стороны Дмитриченко - главный администратор Большого Юрий Шумилин. Говорит, что занет Дмитриченко и считает его своим другом.
13:30 О событиях 17 января Санадзе ничего не знает, на этом ее допрос закончен.
13:29 Прокурор уточняет, написала ли Санадзе объяснительную. Та говорит, что сделала это позже, придя в себя.
13:27 Дмитриченко спрашивает о причинах слез Санадзе. "Я не ожидала, что Филин мне такое и в таком тоне скажет", - отвечает она. Еще Дмитриченко спрашивает про гранты, Санадзе говорит, что вопросы их распределения решает комиссия, в которую она никогда не входила.
13:26 Представительница Филина говорит, что не понимает сути его конфликта с Санадзе. "Мне руководитель сказал написать заявление об уходе! Со мной за все годы работы такого не было". "И в чем конфликт? вы что, ушли из театра?!" - нервно реагирует представительница Стукалова.
13:25 Теперь вопросы задает представительница Филина Татьяна Стукалова. Вопрос о премиях - Санадзе подтверждает, что артисты получают их из денег театра.
13:22 "Часто ли слышны крики из кабинета Филина?" - вопрошает Дмитриченко. "Он человек эмоциональный, говорит громко", - отвечает Санадзе, добавляя: "Такого не бывает, чтобы все были довольны ролями. Это во всем Большом театре так. Да и вообще во всех театрах".
13:20 Артисты, по словам Санадзе, написали служебную записку в ее поддержку. "Потом пришел Сергей Юрьевич (Филин) и спросил, что им делать дальше. Потом сказал ей написать объяснительную.
13:16 Теперь вопросы задает Дмитриченко. Спрашивает, разумеется, о конфликте с Филиным. Вот версия Санадзе: Цискаридзе не пришел на репетицию "Жизели". Филин спросил, знала ли она об этом. Та ответила, что не знала и сказала, на что Филин стал требовать (весьма эмоционально, замечает Санадзе) от нее написать заявление. "Наверное, я плакала", - вспоминает свидетельница, добавив, что на следующий день ей позвонил Иксанов и сказал оставаться в театре. Чуть позже сам Филин извинился перед ней, сказав, что погорячился.
13:13 Говорит, что свидетелем его конфликтов не была, добавляя, что лишь слышала от других, что Павел - весьма эмоциональный человек.
13:11 В канцелярии балета Санадзе однажды размышляла о том, как тяжело женщине одной, например, нет возможности отремонтировать домофон. "Павел услышал, потом позвонил, приехал и все наладил".
13:10 Вопросы задает адвокат Дмитриченко. Санадзе говорит, что сталкивалась с обвиняемым по работе. "В моей обязанности - расписание, поэтому все солисты приходили ко мне". Она сообщает, что никаких конфликтов с Дмитриченко у нее не было, добавляя, что "он часто приходил и очень аккуратно все вписывал".
13:09 Санадзе знает Павла Дмитриченко, поясняя суду: "Служебные отношения".
13:05 Первая из них - заведующая канцелярией Большого театра Вероника Санадзе во время своего допроса Филин рассказывал о своем конфликте с ней. Сообщает суду, что зарегистрирована на Троицкой улице - на той самой, где произошло нападение на Филина, и на которой живут родители Дмитриченко.
13:04 Со стороны Липатова свидетелей нет, теперь очередь стороны Дмитриченко. Напомним, их у нас сегодня девять человек.
13:03 Свидетель характеризует Липатова как совершенно неконфликтного и очень отзывчивого человека. Вопросов нет ни у кого опять, только судья опять спрашивает. Про кредиты. Куражкин говорит, что ничего не знает и уходит.
13:00 Третий свидетель - мужчина, с которым Липатов знаком с 2006 года, и которому тот неоднократно помогал с поиском работы. Звать мужчину Максим Куражкин.
12:58 Вопросов нет ни у кого, только судья попросила сказать что-нибудь о Заруцком. "Вообще ничего не могу сказать, видела его только на улице"
12:57 Липатов не пьет, обращает внимание суда Королева.
12:55 Дает характеристику Липатову: "Не знаю, что с ним надо сделать, чтобы вывести его из себя". Говорит, что он вообще не склонен к агрессии. Вспоминает случай, как он довез до дома бабушку, которой поплохело на улице. Так та бабушка, говорит, до сих пор ему благодарна, молится за него и передает привет.
12:52 Второй свидетель - Елена Королева, общая знакомая Липатова и Заруцкого. Дмитриченко видела в телевизоре.
Андрей Липатов // Алексей Ничукин, РИА Новости
12:51 Свидетельница уходит, обменявшись с Липатовым печальными взглядами. В зале слышны печальные вздохи.
12:49 "Часто ли общался ваш муж с Заруцким?" - "Да, периодически. Достаточно часто". Она повторяет, что ничего особенного после возвращения супруга домой той ночью она не заметила, добавляя, что не помнит, привез ли он с собой какие-нибудь деньги.
12:48 На тот момент Липатов официально нигде не работал, в связи с чем у них постоянно возникали финансовые проблемы. Кого именно ему нужно было подвезти 17-го числа, супруга Липатова не знает: "Никогда этим не интересовалась".
12:47 17 января Липатов вернулся домой около двух ночи, продолжает свидетельница, добавляя, что это нормально - "чаще всего он так домой и приходил, не позднее двух".
12:45 Прокурор спрашивает, были ли у Липатова кредитные обязательства. "Ипотека", - отвечает его супруга.
12:41 Супруга Липатова дает ему характеристику: "Никогда у Андрея не было конфликтов, он никогда не ввязывался ни в какие драки". У обвиняемых вопросов нет, у представителей Филина также. Адвокат Жорин спрашивает, слышала ли свидетельница ранее фамилию Дмитриченко, она отвечает, что слышала однажды.
12:40 Она говорит, что Липатов часто сидел с дочерью. "Мне мою работу жалко было терять", - продолжает его супруга, которая успела сообщить суду, что работает в РЖД.
12:39 Липатов не смотрит на супругу, сосредоточенно уставившись в пол.
12:38 Она говорит, что Липатов подрабатывал частным извозом, "периодически подвозил кого-то". Вот и 17 января тоже, говорит, кого-то подвозить поехал.
12:36 Первый свидетель - гражданская супруга Липатова, она плачет. Судья спрашивает ее о самочувствии и о том, может ли она продолжать. она обещает успокоиться.
12:33 Ходатайство удовлетворено, начинается допрос. Мы пока продолжим работать в режиме онлайн, посмотрим, как дело пойдет.
12:31 И вот только мы уже успели порадоваться, что Дмитриченко, скорее всего, сегодня будет допрошен, как его защита попросила о допросе сразу девяти свидетелей. Чтобы они дали характеристику обвиняемому. Вот те раз.
12:29 Защита просит допросить ряд свидетелей - те будто бы могут подтвердить, что Андрей Липатов (один из обвиняемых) занимался частным извозом. В том числе его супругу.
12:28 Секретарь докладывает явку. Недопрошенных свидетелей просят выйти из зала, таких не находится. Начинает защита.
12:27 Дмитриченко стоит, в руках у него большая тетрадь. Остальные подсудимые сидят. Судья на месте, мы наконец-то уже начнем.
12:24 Теперь родственники заходят. И пресса.
12:23 Заводят обвиняемых в зал. Их сопровождает овчарка.
12:23 Наша коллега из "Известий" просит всех собравшихся обратить внимание на крючки в 76-м зале, которые на стене, что возле клетки - они сделаны в виде маленьких филинов. "Какая ирония", - радуется вся остальная пресса. Сегодня у всех хорошее настроение. Такие дела.
12:18 В зал зашла судья - напомним, ее зовут Елена Максимова. Журналисты пока что остаются в коридоре.
12:14 Возле зала появился конвой - обвиняемые на подходе.
12:13 Мимо прошла секретарь судьи - в руках у нее все успели насчитать как минимум пять паспортов. Это, видимо, и есть количество явившихся свидетелей.
12:10 Адвокат Дмитриченко Сергей Кадыров тоже на месте, все защитники зашли в зал
12:06 И тут же всех спустили на второй этаж, в просторный 66-й зал - тот самый, где допрашивали Филина. Приставы оперативно притащили новую лавку.
12:00 Приставы уже поднялись и отгородили журналистов любимой ими лавкой от зала 76, где будет слушаться дело. Защита Андрея Липатова в лице Сергея Жорина здесь. Второй адвокат Руслан Дьячков также на месте.
11:56 Корреспондент "Известий" показывает приставу номер с фотокарточкой с прошлого заседания, на которой тот засветился вместе с бывшим гендиректором Большого театра Анатолием Иксановым. Пристав рад, смеется, смущается (неплохое портфолио) и забирает газету на память.
11:53 На месте адвокат Заруцкого и несколько свидетелей. Это не очень хорошие новости для нас, так как теперь появляется вариант, что Дмитриченко допрошен не будет. Но, с другой стороны, судья Елена Максимова еще на прошлом заседании очень настаивала на допросе главного обвиняемого. Если свидетели пришли по инициативе, например, стороны защиты, то на планы судьи это вряд ли повлияет и Дмитриченко мы все же услышим.
11:51 Журналисты томятся, выглядит это примерно так
Фото Дианы Гуцул, РАПСИ
11:46 К залу суда на третьем этаже, где слушается дело, с 11 часов утра подходят журналисты - странно, что это происходит без привычной суеты, ведь обычно тут уже за час до начала любого заседания собирается толпа людей.
11:45 Здравствуйте. Сегодня у нас вновь Большой театр во всей своей красе - едва оправившись от переживаний и психических травм, полученных в ходе допроса Сергея Филина, мы переходим к показаниям Павла Дмитриченко. Мы желаем вам крепких нервов и терпения сегодня, для вас работают Диана Гуцул и Артем Солодков.