РАПСИ открывает новый проект под названием Flashback. В еженедельном режиме мы будем обновлять статус тех тем, к которым в свое время было приковано пристальное внимание, однако позже они, по разным причинам, выпали из информационного поля. В первом выпуске мы вспоминаем, как ровно год назад, 10 января 2012 года, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обратил внимание РФ на многочисленные проблемы с СИЗО, указав на их систематичность. Прошло двенадцать месяцев, за которые Россия, как выясняется, успела отрапортовать об уже имеющихся успехах, о готовящихся инициативах, планах строительства новых, более комфортных изоляторов, подкрепив отчет радующей глаз статистикой. В комитете министров Совета Европы, отмечая, что проблемы с изоляторами не только у одной России, тем не менее, не скрывают своего восторга относительно принимаемых ею мер, в то время как российские и зарубежные эксперты не видят поводов для особой радости. 

Заключение Страсбургского суда

Проанализировав более 80 решений по вопросу бесчеловечных условий содержания в российских СИЗО, принятых судом с 2002 года, и отметив, что более 250 подобных жалоб еще ждут рассмотрения, ЕСПЧ заключил, что это проблема структурная.

В решении, опубликованном 10 января прошлого года, суд, в частности, отметил, что мера пресечения в виде заключения под стражу должна применяться только в исключительных случаях - в частности, в отношении обвиняемых по наиболее серьезным делам о насильственных преступлениях. Кроме того, РФ должна обеспечить эффективное рассмотрение жалоб на бесчеловечные условия содержания и выплату надлежащих компенсаций пострадавшим.

ЕСПЧ также отметил необходимость улучшения условий содержания подследственных в СИЗО. Так, суд потребовал повесить шторки или поставить стенки вокруг туалетов, убрать с окон плотную сетку, плохо пропускающую свет, и увеличить количество банных дней.

Кроме того, суд счел необходимым установить максимальный лимит наполняемости для каждого СИЗО, который будет не ниже российской нормы в четыре квадратных метра на человека, и периодически пересматривать его с целью избежать переполнения изоляторов.

Россия обжаловала постановление в Большой палате суда. Однако апелляция была отклонена, и 10 апреля решение вступило в силу.

Реакция РФ

Созданная российскими властями рабочая группа приступила к разработке мер, направленных на устранение выявленных недостатков российской пенитенциарной системы. Ровно через полгода после вступления решения в силу соответствующий отчет за подписью спецпредставителя РФ при ЕСПЧ Георгия Матюшкина был передан в Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), контролирующий исполнение решений суда.

Согласно этому документу, текст которого размещен на сайте комитета, рабочая группа определила три основных направления деятельности по исполнению решения. В их числе модернизация имеющихся средств правовой защиты и создание новых, разработка более гибкого подхода к решению вопросов об аресте фигурантов уголовных дел в пользу избрания им альтернативных мер пресечения, а также улучшение условий содержания арестантов до мировых стандартов.

При этом, отмечается в документе, некоторые меры были приняты российскими властями еще до вынесения судом пилотного постановления. Так, за последние годы в уголовное законодательство были внесены поправки, запрещающие, в частности, заключение под стражу подследственных по экономическим делам, а также расширяющие возможности применения более мягкой меры пресечения в виде домашнего ареста. Также было запрещено заключение под стражу лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.

В отчете также отмечается роль Верховного суда и Конституционного суда РФ, формирующих принципы принятия судебных решений в РФ и регулярно разъясняющих нижестоящим судам недопустимость санкционирования арестов подследственных без действительно веских на то оснований. Аналогичные разъяснения разослала по своим управлениям и Генпрокуратура РФ.

По данным российских властей, эти меры уже приносят результаты. Так, начиная с 2010 года число арестантов с каждым годом сокращается на 10-15%, а число ходатайств следственных органов об аресте фигурантов уголовных дел – почти на 30%. При этом примерно на столько же сократился и процент удовлетворенных ходатайств.

При этом после публикации решения власти приняли еще ряд мер для нормализации ситуации. В частности, все последующие решения ЕСПЧ по жалобам на необоснованное содержание под стражей будут переводиться на русский язык и рассылаться по судам для ознакомления и приведения судебной практики в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека. Кроме того, рассматривается возможность внесения в законодательство поправок, исключающих нарушения права граждан на свободу и личную неприкосновенность, а также их содержание в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях.

Власти также намерены тщательно проанализировать причины необоснованных арестов и принять все необходимые меры для их предотвращения в будущем. Для этого все территориальные органы ФСИН будут в обязательном порядке отчитываться о количестве арестантов, условиях их содержания и возникающих проблемах. В планах властей также принятие к следующей осени закона, существенно ограничивающего срок предварительного следствия по делу и тем самым позволяющий не арестовывать подозреваемых надолго.

Еще одна мера, предложенная российскими властями, заключается в более плотной работе по совершенствованию технических средств, позволяющих контролировать находящихся под домашним арестом лиц, с целью повысить доверие к этой мере пресечения и способствовать ее более широкому применению.

Кроме того, к 2017 году планируется построить 25 новых СИЗО, что поможет в борьбе с переполненностью изоляторов. При этом и в новых СИЗО, и в уже существующих условия пребывания будут улучшены до международных стандартов.

Тем не менее, в конце 2012 года ЕСПЧ направил властям РФ свои вопросы, связанные сразу с десятью жалобами на нарушение права на свободу и личную неприкосновенность при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу. Причем помимо традиционных для таких дел вопросов были заданы и другие - напрямую касающиеся решения этой проблемы.

В частности, суд просит сообщить, свидетельствуют ли фактические обстоятельства рассматриваемых жалоб о "системной" или "структурной" проблеме или иного рода подобной дисфункции, которая вызывает или может вызвать подачу аналогичных жалоб, что потребует принятия очередного пилотного постановления.

Также ЕСПЧ не исключает, что ситуация свидетельствует о существовании "практики, несовместимой с требованиями Конвенции", и просит указать, какие меры, по мнению властей РФ, должны быть приняты для улучшения ситуации.

При этом Россия уже выполнила предписание ЕСПЧ, согласно которому она в течение года со дня вступления постановления в силу должна была возместить ущерб всем пострадавшим от бесчеловечных или унижающих достоинство условий содержания в российских СИЗО.

Неоднозначные оценки и перспективы

Представитель КМСЕ Абель Кампос пояснил РАПСИ, что комитет внимательно следил за исполнением пилотного постановления со дня его вступления в силу. По его словам, члены комитета остались довольны предложенным Россией "долговременным и всеобъемлющим планом решения структурной проблемы".

При этом Кампос добавил, что Россия – далеко не единственная страна-участница конвенции, столкнувшаяся с проблемой переполненности СИЗО и их несоответствия международным нормам. Так, аналогичные трудности испытывают Франция, Германия, Польша, Словения, Украина, Молдавия, Турция, Румыния и Литва.

В свою очередь эксперт по правам человека Филип Лич выразил сомнение в эффективности предложенного плана действий.

"Более десяти лет ЕСПЧ, вынесший по этому вопросу больше 80 решений, и Совет Европы обращали внимание российских властей на недопустимые условия содержания арестантов и переполненность СИЗО. Конечно, эти проблемы действительно сложно решить, но с учетом того, как давно Россия о них знает, в план борьбы с ними можно было включить более конкретные меры. Особенно удручает то, что даже в случае выполнения плана подследственным еще целых четыре года придется терпеть невыносимые условия содержания", - сказал Лич.

Российский адвокат Ирина Хрунова, год назад уже комментировавшая РАПСИ факт принятия пилотного постановления, сообщила агентству, что на практике пока не заметила изменений к лучшему, упоминающихся в документе.

"Я с точки зрения практика, наверное, не могу сказать, что что-то изменилось, – сказала Хрунова. – Так же арестовывают, так же арестовывают по ненасильственным преступлениям, в том числе за кражи, даже когда человек готов внести, допустим, залог".

По ее словам, "все системные ошибки никуда не делись". В частности, не так давно ЕСПЧ в очередной раз удовлетворил жалобу ее подзащитного на арест и содержание в СИЗО.

Адвокат Анна Ставицкая тоже не ощутила никаких изменений к лучшему.

"Ничего не изменилось. Суды как принимали совершенно немотивированные решения об аресте и продлении срока содержания под стражей, так и принимают. А когда им рассказываешь про статью 5 европейской конвенции, они тебя, конечно, уже не прерывают, как раньше, но все равно смотрят как на человека, который с луны прилетел", - отметила Ставицкая.

В свою очередь адвокат Оксана Михалкина считает, что ситуация стала только хуже. По ее словам, судебная система в части ареста подследственных стала еще более репрессивной.

"Это связано не только с массовым заключением людей под стражу, даже если они прописаны на территории субъекта, где их арестовывают, то есть, по сути, когда нет никаких оснований полагать, что лицо может скрыться. Участились случаи, когда в суд вместе с ходатайствами не предоставляются документально подтвержденные доказательства того, что лицо каким-то образом причастно к совершению преступлений. То есть, людей заключают под стражу на основании домыслов следователей", - сказала Михалкина.

Она добавила, что вместо улучшений наблюдает, напротив, все более безразличное отношение судов к судьбам людей и превращение судов в штамповочный орган, удовлетворяющий практически все ходатайства об аресте.