Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Поговорим о биче мегаполисов – автомобильных пробках. И методах, при помощи которых власти городов пытаются от них избавляться. Самый яркий пример последнего времени, разумеется, московский. Речь – о фактическом упразднении бесплатных парковок в центре города. И наводит он на противоречивые выводы. Уже в который раз чиновники между законностью и целесообразностью выбирают последнее, а именно, тактику "цель оправдывает средства". И это притом, что будут ли на самом деле применяемые средства оправданы, мы узнаем в лучшем случае через несколько месяцев.
Меньше поездок — меньше трафика. Меньше трафика — реже случаются заторы. Такова современная логика властей любого мегаполиса. В нее, впрочем, плохо укладываются сбои в работе целых транспортных узлов (по примеру сразу трех аварий в столичном метро 5 июня), когда горожанам вольно или невольно приходится прибегать к услугам альтернативных видов транспорта. В том числе - снова садиться за руль личного автомобиля. "Все ЧП учесть нельзя!", - так звучит универсальная отговорка чиновников и им сочувствующих. Не поспоришь.
Поспорить, при желании, можно с применяемыми методиками. Уместно иногда и поставить под сомнение их стопроцентное соответствие действующим законам.
В Москве вот уже неделю как все парковки внутри Бульварного кольца превратились в платные. Один час постоя оценивается в 50 рублей, оплатить можно при помощи sms, стационарных паркоматов и виртуальных мобильных приложений. Имеются и льготники, куда без них. Это жители домов в зоне действия платной парковки, автовладельцы-инвалиды и участники ВОВ. Первым предлагается купить абонемент на календарный год за 3 тысячи рублей. Вторым и третьим – выправить так называемые резидентные парковочные разрешения.
Штраф для неплательщиков – 2500 рублей. По Кодексу РФ об административных правонарушениях, неуплата в двухмесячный срок этого (равно как и любого другого) штрафа грозит новым штрафом 1000-5000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток. Все, таким образом, очень серьезно.
По данным столичных властей, в первые два рабочих дня после начала нового парковочного эксперимента число въезжающих в центр Москвы автомобилей снизилось сразу почти на 25%. Впрочем, прямую связь с нововведениями тут пока устанавливать рано. Июнь – время традиционного оттока личного автотранспорта с городских улиц. Погоду делают из года в год летние школьные каникулы и начало традиционного отпускного сезона.
Организация повсеместной платной парковки, даже на сравнительно небольшой городской территории, на деле означает, что в центре практически не остается мест, где личный автомобиль можно на законных основаниях оставить бесплатно. Пожалуй, за исключением дворов жилых домов. Да и то лишь тех, где бдительные жильцы еще не установили ворота или автоматические шлагбаумы, к чему их в последнее время активно призывают местные чиновники.
Однако имеется и альтернативный взгляд на проблему. Повсеместное введение московской мэрией, как собственником всех городских автодорог, платных парковок, при практически полном упразднении бесплатной альтернативы, фактически является услугой, которую чиновники навязывают окружающим. А это в корне противоречит положениям закона "О защите прав потребителей". Часть 2 статьи 16 документа запрещает "обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)". При этом убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), "возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме".
Общечеловеческим языком данную норму в нашем случае можно истолковать так: выбор должен быть действительно свободным, без прямого или косвенного принуждения со стороны исполнителя услуги или того, кто ее предоставляет.
Плату за стоянку вводить можно и даже, наверное, нужно. Но - с оговорками. Скажем, помимо наличия в том же районе бесплатной альтернативы платные парковки в центре должны быть охраняемыми. Ведь сейчас не очень понятно, какая именно услуга оказывается автовладельцу за 50 рублей в час. Это стоимость аренды машиноместа? Тоже нет: водитель или собственник транспортного средства не заключает с городскими властями договор краткосрочной аренды двух или трех квадратных метров асфальта.
Сторонники властей вполне резонно возразят: попранные права отдельных автовладельцев - мизерная цена за общую разгрузку городских магистралей. Но как все же быть с жителями районов внутри Бульварного кольца, большинство из которых с 1 июня утратили реальное право парковаться бесплатно? Учитывая планы городских властей в обозримом будущем установить плату за постой частных автомобилей абсолютно во всех столичных дворах (общественное мнение сейчас "прощупывается" на сей счет сразу несколькими топ-блогерами и близкими к мэрии общественниками), весьма скоро в аналогичном положении может оказаться не менее 2-3 миллионов москвичей.
Считается, что обиженный потребитель в российском суде – желанный гость, чьи исковые требования удовлетворяются в более чем половине случаев. Однако в ситуации с парковками, похоже, крайним окажется именно автомобилист, а вовсе не представители городской власти или те, кто собирает за парковки серьезные деньги. Ведь именно потребителю придется доказывать, что платная парковка в конкретном месте не имела альтернативы (не считать же таковой оставление машины в зоне действия знака "Остановка запрещена"?), а судьи будут более чутки к мнению анонимных чиновников, которые, конечно же, объяснят свои действия не законностью, но исключительно целесообразностью.
Проще говоря, заботой о москвичах за их же собственный счет.