Российская республика вновь вступает в войну с Германией: в два часа ночи выпускается срочный указ о мобилизации армии и пополнении ее рядов за счёт рабочих и крестьян, а также буржуазии. Отказ влиться в состав войск должен караться самыми решительными и беспощадными мерами. Совет Народных Комиссаров также объявляет о железной дисциплине в Петрограде и других центрах революции.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 21 февраля 1918 года*.
Указ Совета Народных Комиссаров о войне с Германией
Мобилизация Красной Армии. — Призыв в ряды войск буржуазии. — Сопротивляющиеся будут уничтожены.
Советская власть была поставлена народом под знаменем борьбы за мир. Мы, Совет Народных Комиссаров, обратились с предложением общих мирных переговоров ко всем воюющим странам. Союзные правительства отвергли наше предложение и поддерживали против нас Духонина, Каледина, Алексеева, киевскую Раду и румынское правительство, стремясь сорвать нашу борьбу за мир. Германское и австрийское правительства вступили в переговоры. Но мир, который они нам предложили, оказался построенным на захвате и насилии. Рабочий класс Германии и Австрии, уже пробужденный русской революцией, еще не сумел, однако, справиться со своими империалистами.
Мы, Совет Народных Комиссаров, считали, что сейчас революционная Россия не может взвалить на свои израненные плечи бремя новой войны. Не подписывая аннексионистского мирного договора, мы заявили, однако, что демобилизуем нашу армию и состояние войны с Германией объявляем прекращенным. Это означало, что германскому народу не грозит более никакой опасности с нашей стороны. Наступление Германии являлось в этих условиях ничем иным, как открытым и явным разбойничьим набегом. Это, однако, не остановило германские власти. Выждав развития нашей демобилизации и не сделав даже предупреждения за семь дней, как полагалось по условиям перемирия, правительства Гогенцоллерна и Габсбурга двинули свои войска в наступление против революционной России.
Разрозненные остатки наших войск почти без сопротивления отступили перед организованным натиском врага. Неприятельские войска, заняв Двинск, Венден, Луцк, продвигаются вперед, угрожая отрезать важнейшие пути сообщения и удушить голодом важнейшие центры революции.
Считаясь с настроением нашей истощенной армии, а также с состоянием всей страны и в особенности ее продовольственных и транспортных средств, Совет Народных Комиссаров сделал новую попытку приостановить наступление солдат Гогенцоллерна, выразив согласие подписать предъявленные нам условия мира.
Солдаты, рабочие, крестьяне, мы сделали этот тягчайший для нас шаг, чтобы ценой величайших уступок спасти страну от окончательного истощения и революцию — от гибели. Буржуазные группы с одной стороны предвкушают пришествие германских генералов для расправы над революцией, а с другой стороны поднимают бешеную травлю против советской власти.
В том же духе пишут газеты соглашательских партий. Они изображают дело так, будто мы добровольно склонили знамена перед Гогенцоллерном. Но вы, товарищи рабочие, солдаты и крестьяне, знаете положение страны и фронта также, как и мы.
Совет Народных Комиссаров призывает все местные советы и армейские организации приложить все силы к воссозданию армии. Все развращенные элементы, хулиганы, мародеры, трусы должны быть беспощадно изгнаны из рядов армии, а при попытках сопротивления — должны быть стерты с лица земли. Все свободные от производительной деятельности рабочие и крестьяне, сознательные и мужественные борцы революции должны немедленно строиться в ряды красной армии.
Необходимо напрячь все силы к упорядочению транспорта и улучшению продовольственного дела.
Буржуазия, которая при царе и при Керенском отлынивала от тягот войны и наживалась на ее бедствиях, должна быть привлечена к исполнению своего долга самыми решительными и беспощадными мерами.
Нужно установить в рядах армии и во всей стране строжайшую дисциплину, в Петрограде, как и в других центрах революции, необходимо железной рукой поддерживать порядок.
Рабочие, крестьяне, солдаты, пусть знают наши враги извне и внутри, что завоевания революции мы готовы отстаивать до последней капли крови.
Совет Народных Комиссаров 21 февраля 1918 г. 2 ч. ночи.
(Новая Петроградская газета)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены