Мы завершаем первую главу историко-правового проекта РАПСИ, где изучили права крестьян и земельный вопрос с зарождения Руси до наших дней. Последнюю, двадцать пятую часть, своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко посвятил послевоенным перипетиям, которые сопровождали обретение сельскохозяйственными тружениками полного набора прав и свобод.
В 50-е годы XX века КПСС в области своей аграрной политики взял курс на «стирание граней между городом и деревней». Тем самым признавалось, что правовое и экономическое положение колхозного крестьянства существенно отличалось от положения городского населения.
Помимо того, что колхозники не имели паспортов и были фактически прикреплены к колхозам, они не пользовались никакими социальными благами. Крестьяне не получали гарантированную ежемесячную денежную зарплату, не имели право на пенсии, им не предоставлялись профсоюзные путевки в санатории и дома отдыха, а женщины-колхозницы не имели права на декретные отпуска по беременности и родам.
Несмотря на декларированное в Конституции 1936 года равенство в политических правах всех граждан СССР, крестьяне были непропорционально представлены в выборных органах власти. Так среди 1143 первых депутатов Верховного Совета, избранных в 1937 году, крестьян оказалось всего 330 человек, т.е. около 28%. И это при том, что они в то время составляли более половины населения страны.
После смерти Сталина в 1953 году главой правительства становится Г.Маленков, который сразу заявляет о «необходимости смены приоритетов во внутренней политике, о повороте экономики лицом к человеку».
Особое внимание новый премьер обращает внимание на положение деревни. По его предложению принимается новый закон о сельскохозяйственном налоге, согласно которому сборы с крестьян снизились более, чем в два раза: с 9,5 млрд. рублей в 1952 году до 4,1 млрд. рублей в 1954 году. Одновременно были существенно повышены государственные закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
После этих решений имя Маленкова стало очень популярным среди крестьян. Газету с его докладом в августе 1953 года «в деревне зачитывали до дыр», и крестьяне говорили «вот этот — за нас!»
Отличавшуюся от взглядов Маленкова позицию по отношению к крестьянству занимал глава ЦК Компартии Н.Хрущев. Однако законодательно закрепленный курс на облегчение положения колхозников был какое-то время продолжен.
Эффект от правовых решений правительства очень позитивно сказался на сельской экономике. Вообще период 1954-1958 гг. считается самым успешным за всю историю советской деревни. Прирост валовой продукции сельского хозяйства за эти годы составил 35,3% по сравнению с предшествующим пятилетием. И этот показатель был рекордным за весь советский период.
Очень интересно и значимо оказалось то, что этот успех на 97% был достигнут за счет увеличения продуктивности личных подсобных хозяйств. Расширение прав крестьян, ставка на материальную заинтересованность колхозников, на подъем личных подсобных хозяйств привели к стабилизации положения на селе. Приостановилось бегство из деревни: с 1954 по 1956 гг. в СССР впервые за послевоенный период наблюдался даже прирост сельского населения.
Однако эти социально-экономические успехи не очень радовали идеологов коммунистической партии. Ведь получалось так, что рост производства в «социалистическом» секторе сельского хозяйства уступал росту в «единоличном» секторе.
Социалистический способ производства, таким образом, никак не демонстрировал своего преимущества над частным, даже напротив: он проигрывал в этой конкурентной борьбе. Это было неприятным открытием для партии «строителей коммунизма».
Руководству страны пришлось выбирать между двумя вариантами решений выхода из ситуации. Либо добиться с помощью финансовых и организационно-технических мер резкого повышения производительности труда в колхозном производстве на путях его интенсификации. Либо законодательно ограничить возможности для крестьян заниматься своим личным подсобным хозяйством. Второй вариант был более легким и наименее затратным. В воздухе запахло новым «раскулачиванием».
Партийные ортодоксы поставили в вину Маленкову поддержку «мелкобуржуазных тенденций» на селе, предоставив «убийственные» данные о том, что из доходов крестьян только 20% приходились на заработки в колхозах, а остальное получалось от приусадебных участков.
Хрущев всерьез полагал, что, поставив правовые препоны развитию подсобных хозяйств, он заставит крестьян не отвлекаться на свои огороды и подворья, а вынудит их больше и лучше трудиться на колхозных полях. Таким образом, сознательно ставилась задача снизить продуктивность личных хозяйств крестьян, чтобы удельный вес доходов от них стал менее значительным по сравнению с доходом от трудодней. Разумеется, это было грубым и «неспортивным» вмешательством в состязание двух типов хозяйствования.
В 1955 году Маленков был смещен с должности главы правительства. После этого началось наступление на личные подсобные хозяйства крестьян. Оно велось поэтапно. 6 марта 1956 года принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели».
Этим постановлением запрещалось увеличивать размер приусадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его. Здесь же был закреплен принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников, «с учетом местных условий». На местах стали претворять в жизнь это решение как всегда излишне ретиво. Среди региональных руководителей развернулось «соцсоревнование» по сокращению домашней живности на личных подворьях крестьян.
27 августа 1956 года постановлением Совета Министров СССР колхозникам, держащим скот в личной собственности, запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах. Иные же источники обеспечения подсобных хозяйств кормами перекрывались властями. Крестьяне вынужденно начали сокращать количество скота в своих хозяйствах.
А в новой Программе КПСС в 1961 году было записано: «На определенном этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития, когда станет возможным за счет его ресурсов полностью удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживет экономически. Когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить личное подсобное хозяйство колхозников, когда колхозники сами убедятся в том, что им невыгодно иметь приусадебное хозяйство, они добровольно откажутся от него».
Планам КПСС не суждено было сбыться. Коммунизм так и не построили. И не произошло этого во многом именно потому, что экономика СССР, базирующаяся на государственной и колхозной собственности средств производства, не выдержала конкуренции с рыночной экономикой, основанной на частном интересе. Это превосходство доказывали весь советский период крестьяне, которые добивались намного более высоких результатов в своих личных хозяйствах по сравнению с колхозными.
В годы радикальных демократических реформ принудительному обобществлению крестьян пришел конец. Согласно законодательству новой России, крестьяне могли свободно выбирать формы ведения своих хозяйств.
В декабре 1991 год вышел указ президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановление правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
Согласно этим решениям каждый работник получил право покинуть предприятие, потребовав имущественный и земельный пай, размер которого определялся на уровне регионов-субъектов РФ и колебался от 3 до 20 га. Бывший колхозник или работник совхоза мог вступить со своим выделенным паем в коллективное предприятие, а мог возделывать его самостоятельно и обособленно.
После раздачи паев остальные земли были переданы в региональные фонды перераспределения. Основным назначением этих фондов было предоставление земель фермерам и всем желающим гражданам.
Все эти преобразования в народе называли «деколлективизацией» или «фермеризацией», но проводились они на добровольной основе. Никого не принуждали выходить из коллективных хозяйств и заводить отдельное фермерское хозяйство. Свои земельные паи можно было сдавать в аренду, получая пассивный доход, или продавать. В свою очередь любой гражданин страны, в том числе и горожанин, мог по желанию получить земельный пай и заняться сельским хозяйством.
После этих преобразований и в связи с принятием в 1993 году Конституции России можно считать, что в правовом отношении бывшее особое сословие крестьян, ранее значительно отличавшееся от других категорий населения, перестало существовать. Все граждане РФ получили совершенно равные права во всех аспектах. Осталась только специфика сельского труда и особое законодательство, регулирующее земельные отношения.
13 марта мы открываем новую главу нашего проекта. Читайте историю прав женщин в России на сайте РАПСИ.