МОСКВА, 16 дек - РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) намерен вновь обратить внимание российских властей на неоказание медицинской помощи тяжелобольной предпринимательнице Наталье Гулевич, обвиняемой в мошенничестве, сообщил в пятницу в ходе научно-практической конференции в Москве судья в ЕСПЧ от России Анатолий Ковлер.
По его словам, одной из самых распространенных жалоб, поступающих в Страсбургский суд от россиян, является обращение по поводу условий содержания в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, а также качества оказываемой там медицинской помощи.
Суд в конце ноября продлил на полгода срок ареста Гулевич, защита которой утверждает, что у обвиняемой отказал мочевой пузырь, ей установили катетер, и она нуждается в постоянной медицинской помощи.
"В деле Гулевич суд уже дважды подписывал правила 39 регламента - "неотложные меры", требуя перевода тяжелобольной обвиняемой в специализированную клинику. По последним сведениям, ее неделю продержали в больнице, вернули в изолятор. Придется в третий раз применять 39-е правило", - сказал Ковлер, отметив, что ради этого он досрочно намерен вернуться в Страсбург.
В настоящее время, по данным защиты, предпринимательницу действительно вновь вернули из обычного стационара в тюремную больницу при СИЗО "Матросская тишина". Таганский суд Москвы рассматривает ее дело по существу.
Ковлер отметил, что и ранее ЕСПЧ неоднократно обращал внимание отечественного правосудия на нарушения при принятии решений о предварительном заключении. Так, он напомнил о содержании под арестом в течение почти 4,5 лет ученого Дмитрия Сутягина, осужденного за шпионаж и ныне выданного США.
"По первому делу Ходорковского вообще букет нарушений - задержание в качестве свидетеля в ночное время, ряд продлений арестов не были обоснованы вообще ничем, замечены были несоблюдения процессуальных гарантий - решение принималось в отсутствие как обвиняемого, так и адвоката, а обсуждение по отдельному постановлению длилось 40 дней. И это по сверхчувствительному делу, на которое направлены все прожекторы! Представляю, что творится в других (делах)", - сказал Ковлер.
Подводя итог сказанному, он заключил, что несмотря на "историческое" постановление Пленума Верховного суда РФ, разъясняющее, что арест должен применяться только в исключительных случаях, ЕСЧП не наблюдает в российких СИЗО и ИВС положительных сдвигов в этом отношении.
ДЕЛО ГУЛЕВИЧ
Гулевич в 2005 году, будучи гендиректором и акционером ЗАО "ГП "Статус", взяла кредит в Номос-банке. В 2008 году Гулевич договорилась с банком о перекредитовке, и кроме здания, которое послужило залогом, в качестве залога банк потребовал передать 100% акций группы аффилированной организации (ООО "Трен"). Из соглашения следовало, что при уплате по кредиту 10 миллионов долларов, Гулевич возвращается 100% акций "Статуса". Несмотря на то, что задолженность в большей части была погашена, в 2009 году банк отозвал у Гулевич доверенность на управление ЗАО "ГП "Статус". В августе 2009 банк ввел на территорию вооруженный ЧОП "Родон" и полностью захватил комплекс.
По словам супруга обвиняемой, Гулевич неоднократно поступали предложения "сотрудничать" с банком. "Вплоть до того, что предлагали выбрать любую статью кодекса, а банк бы в это время легализовал владение комплексом. Миллион долларов за такую уступку предлагали", - сказал Гулевич, добавив, что следователь предлагал ему встретиться, чтобы "урегулировать вопрос". Кроме того, Гулевич сообщил, что банк в рамках рассмотрения уголовного дела предъявил его супруге гражданский иск на сумму более одного миллиарда рублей.
Уголовное дело в отношении Натальи Гулевич было возбуждено в июле прошлого года по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В СИЗО обвиняемая находилась со 2 декабря 2010 года.
По информации пресс-службы Номос-банка, в 2005 году он выдал Гулевич кредит на 26,5 миллиона долларов и до апреля 2008 года заемщик выплачивал только проценты по договору, без погашения собственно кредита. Предпринимательница заложила тогда здание на Садовнической набережной и 100% акций ГП "Статус", владеющей еще рядом построек на улице Садовнической.
В разгар кризиса банк согласился на реструктуризацию долгов фирм Гулевич, выдав ей еще один кредит. В итоге сумма заема предпринимательницы у Номос-банка составила 49,7 миллиона долларов, из которых 17 миллионов долларов сразу же забрали на погашение предыдущих кредитов, рассказал агентству РАПСИ директор по связям с общественностью банка Александр Дмитриев.
По его сведениям, в 2009 году Гулевич прекратила платежи, оставшись должна банку более 30 миллионов долларов или более одного миллиарда рублей.
Дмитриев добавил, что когда здания и акции уже были заложены Номос-банку, ГП "Статус" выступила поручителем по кредитам, которые у Русского элитарного банка (РЭБ), Федерального банка ближнего Востока (ФВВБ), Европейский Банк Реконструкции и Развития взял Александр Глуховской. По его словам, российские СМИ связывают Глуховского с рейдерством и называют одним из наиболее разыскиваемых Интерполом российских преступников и он, по некоторым данным, задержан в Таиланде.
Кроме того, банк обнаружил, что заложенные ему активы обременены кредиторской задолженностью фирм-однодневок - несмотря на то, что в момент выдачи кредитов залоги были чистыми. По словам Дмитриева, на здания по Садовнической улице претендуют РЭБ и ФВВБ и по ним с обоими банками идут судебные разбирательства.