МОСКВА, 23 окт - РАПСИ. Россия не намерена участвовать в международном разбирательстве вокруг судна Arctic Sunrise и его экипажа, обвиняемого в пиратстве, но это вряд ли остановит трибунал в Гамбурге, куда в связи с инцидентом обратились Нидерланды, полагают опрошенные РАПСИ эксперты.
МИД РФ сообщил в среду, что российская сторона отказывается от международного разбирательства. Речь идет о нарушении российского законодательства об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе, в связи с чем проводится расследование, говорится в сообщении ведомства.
"Были нарушены требования безопасности на платформе, активисты Greenpeace не имели права подходить к платформе ближе, чем на 500 метров от каждой точки ее наружного края", - сообщил РАПСИ в среду член научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Геннадий Мелков. Что касается позиции РФ по трибуналу, то это, по его словам, не будет иметь никакого значения: трибунал в любом случае вправе вынести обязательное для исполнения решение.
Такого же мнения придерживается и адвокат Александр Глушенков: "С точки зрения российского права имело место правонарушение, за которое наступает ответственность. Приводящиеся в настоящее время процедуры формально законные". Что касается международного трибунала, то, по словам Глушенкова, ему ничто не мешает вынести решение в отсутствие российской стороны при условии, что инцидент произошел в нейтральных водах. Но далее встает другая проблема - исполнение этого решения, поскольку никаких правовых механизмов для этого нет. Признание международного арбитража, в данном случае трибунала - это добровольное решение, сказал Глушенков.
По словам партнера юркомпании ЮСТ Евгения Жилина, заявление МИДа является абсолютно логичным в контексте тех исключений, которые сделала Российская Федерация, присоединяясь к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
"Ратификация этой конвенции, устанавливающей компетенцию Международного трибунала по морскому праву, сопровождалась заявлением о том, что Россия не принимает предусмотренные в Конвенции обязательные процедуры разрешения споров, касающихся в том числе "деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осуществления суверенных прав и юрисдикции", - напомнил Жилин.
По его мнению, поскольку платформа "Приразломная" находится в исключительной экономической зоне РФ, а вопросы, касающиеся использования искусственных сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне, в том числе вопросы обеспечения безопасности, относятся к юрисдикции прибрежного государства, Россия вправе в деле Arctic Sunrise ссылаться на такое исключение, что и было сделано.
Жилин считает, что данное заявление должно привести к прекращению процедуры арбитражного разбирательства, однако не исключает, что арбитражный трибунал, тем не менее, посчитает доводы России необоснованными, поскольку примененные Россией меры не вполне соразмерны совершенному правонарушению.
"Полагаю, трибунал вполне может прийти к выводу, что при задержании экологов и в дальнейшем при расследовании дела Россия вышла за пределы юрисдикции, признаваемой за прибрежным государством Конвенцией, и нарушила свободу судоходства - один из основополагающих принципов международного морского права", - сказал РАПСИ эксперт.
Хронология конфликта
Судно под флагом Нидерландов с интернациональным экипажем было задержано 18 сентября в Печорском море, когда экологи в рамках акции против нефтедобычи в Арктике попытались штурмовать нефтяную платформу "Приразломная", принадлежащую компании "Газпром нефть шельф". В результате активисты, всего 30 человек, были арестованы по обвинению в пиратстве, а корабль стоит на приколе в Мурманске, ожидая дальнейшей участи. Среди тех, кто оказался под арестом, - механик судна, голландец Маннес Убелс.
В связи с инцидентом Нидерланды инициировали разбирательство в специализированной судебной инстанции - Международном трибунале по морскому праву, который был учрежден в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (Конвенцией) 1982 года. Он уполномочен рассматривать любые споры, возникающие в связи с интерпретацией положений Конвенции и ее действием, а также спорные ситуации по договорам, подсудным трибуналу. Обращаться в трибунал могут, прежде всего, государства-участники Конвенции.
Голландцы для начала потребовали принять обеспечительные меры до рассмотрения спора по существу, в частности, дать возможность судну покинуть территориальные воды РФ, освободить его экипаж, приостановить административные и судебные разбирательства по делу Arctic Sunrise в российских инстанциях.
Трибунал отреагировал моментально, обещав в сжатые сроки назначить слушания по вопросу об обеспечительных мерах. Когда Россия заявила об отказе от разбирательства по этому делу, в трибунале от каких-либо комментариев воздержались.
МИД РФ аргументировал также позицию России тем, что она ратифицировала конвенцию в 1997 году, отказавшись принимать предусмотренные в этой конвенции процедуры урегулирования споров об осуществлении суверенных прав и юрисдикции, ведущие к обязательным для сторон решениям.