Данный рейтинг продолжает масштабное исследование одного из проявлений транспарентности судебной системы – возможности дозвониться до арбитражного суда. Первый этап исследования был завершен РАПСИ 3 августа 2012 года и его результаты отражены в предыдущем рейтинге "телефонной открытости" арбитражных судов субъектов РФ-2012. Настоящий рейтинг составлен по аналогичной методологии.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Сначала были определены телефоны справочных служб каждого из судов. Источниками информации для этого явились официальные сайты судов.
Затем с официальных сайтов судов были собраны данные об официальном времени работы судов, когда, соответственно, должны быть доступны телефоны их справочных. Так как звонки в суды осуществлялись из Москвы, данные были скорректированы с учетом часового пояса, в котором находится каждый из судов.
Рейтинг "телефонной открытости" арбитражных апелляционных судов 2012 года. Полные результаты >>>
"Обзвон" судов до получения первого результата состоял из трех этапов: утро (30 минут после начала работы), обед (за 20 минут до перерыва на обед), вечер (за 30 минут до конца рабочего дня). Время, затраченное оператором РАПСИ, на достижение результата с момента первого телефонного гудка и отражено в настоящем рейтинге. Чем быстрее в суде брали трубку, тем выше его позиция в рейтинге. Три этапа "обзвона" были введены, чтобы исключить случайность в выводах, а также для случаев, когда телефон суда оказывался занят. Если результат был получен, и трубку в суде снимали, то более звонков в этот суд оператором не производилось.
Длительность ожидания ответа на звонок составляла 30 секунд. В случае превышения этого временного интервала суд штрафовался на 20 секунд. Эти 20 секунд плюсовались к времени, затраченному оператором на дозвон до суда при следующем звонке. Штраф в 20 секунд вместо 30 введен намеренно, чтобы сделать условия исследования максимально лояльными для объектов исследования.
Если линия была занята, то штраф не начислялся, и время в таблице было указано по времени следующего этапа "обзвона". При этом если все три раза наш оператор попадал на занятую линию, то суд занимал нижние позиции в рейтинге, так как до него фактически невозможно дозвониться и занятость линии в данном случае нельзя считать случайным фактором.
На 20 секунд были оштрафованы три суда: Пятый арбитражный апелляционный суд, Двадцатый арбитражный апелляционный суд, Девятый арбитражный апелляционный суд. Общий процент оштрафованных апелляционных судов по сравнению с аналогичным в 2011 году возрос в три раза и составляет 15%. Доля оштрафованных судов по сравнению с арбитражными судами субъектов РФ за 2012 год на 5,1% выше.
Абсолютно все апелляционные суды оказались доступными для звонка.
Лидером рейтинга стал Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с показателем в 2,2 секунды, в то время как лидер рейтинга арбитражных судов субъектов РФ за 2012 год Арбитражный суд Воронежской области имеет лучший показатель – всего 0,57 секунды.
Среднее время дозвона до арбитражного апелляционного суда составило 10,04 секунды, что медленнее, чем 9,37 секунды которые в среднем требуются для того, чтобы дозвониться в арбитражный суд субъекта РФ в 2012 году. По сравнению с аналогичным показателем за предыдущий год среднее время дозвона практически не изменилось, в 2011 году этот показатель был равен 10,6 секунды.
75% арбитражных апелляционных судов в 2012 году показали результат выше среднего, что говорит о том, что аутсайдеры рейтинга ощутимо отстают не только от его лидеров, но и от условного среднестатистического арбитражного апелляционного суда.