Данный рейтинг завершает масштабное исследование одного из проявлений транспарентности судебной системы – возможности дозвониться до арбитражного суда. Первый этап исследования был завершен РАПСИ 3 августа 2012 года и его результаты отражены в предыдущем рейтинге "телефонной открытости" арбитражных судов субъектов РФ-2012, второй этап исследования завершился выходом рейтинга "телефонной открытости" арбитражных апелляционных судов РФ-2012, который был опубликован 10 августа 2012 года. 17 августа был опубликован рейтинг Федеральных арбитражных судов округов. Данный рейтинг составлен по той же методологии, что и предыдущие.
Сводный рейтинг "телефонной открытости" арбитражных судов РФ-2012. Полные результаты >>>
Сначала были определены телефоны справочных служб каждого из судов. Источниками информации для этого явились официальные сайты судов.
Затем с официальных сайтов судов были собраны данные об официальном времени работы судов, когда, соответственно, должны быть доступны телефоны их справочных. Так как звонки в суды осуществлялись из Москвы, данные были скорректированы с учетом часового пояса, в котором находится каждый из судов.
"Обзвон" судов до получения первого результата состоял из трех этапов: утро (30 минут после начала работы), обед (за 20 минут до перерыва на обед), вечер (за 30 минут до конца рабочего дня). Время, затраченное оператором РАПСИ, на достижение результата с момента первого телефонного гудка и отражено в настоящем рейтинге. Чем быстрее в суде брали трубку, тем выше его позиция в рейтинге. Три этапа "обзвона" были введены, чтобы исключить случайность в выводах, а также для случаев, когда телефон суда оказывался занят. Если результат был получен, и трубку в суде снимали, то более звонков в этот суд оператором не производилось.
Длительность ожидания ответа на звонок составляла 30 секунд. В случае превышения этого временного интервала суд штрафовался на 20 секунд. Эти 20 секунд плюсовались к времени, затраченному оператором на дозвон до суда при следующем звонке. Штраф в 20 секунд вместо 30 введен намеренно, чтобы сделать условия исследования максимально лояльными для объектов исследования.
Если линия была занята, то штраф не начислялся, и время в таблице было указано по времени следующего этапа "обзвона". При этом если все три раза наш оператор попадал на занятую линию, то суд занимал нижние позиции в рейтинге, так как до него фактически невозможно дозвониться и занятость линии в данном случае нельзя считать случайным фактором.
Среднее время дозвона составило: в арбитражные суды Российской Федерации всех уровней – 9,57 секунды, в арбитражные суды субъектов РФ - 9,37, в арбитражные апелляционные суды - 10,04, в ФАС округов - 10,73 секунды.
По сравнению с 2011 годом среднее время дозвона снизилось на 17,5%.
Примечательно, что Высший Арбитражный Суд РФ, всегда являвшийся эталоном транспарентного суда, в данном рейтинге повысил свою позицию по сравнению с результатом в 2011 году и оказался на 33-м месте с результатом 4,41 секунды.