Сто лет назад российская юридическая печать освещала ряд громких судебных споров: крестник императора судился с соседом по имению, группа крестьян обвинила брата министра в самоуправстве, ученый заявил иск к генеральше из-за нападения обезьяны. Не мене интересной была и иностранная юридическая жизнь – в Германии Вильгельм II после долгих юридических разбирательств был вынужден извиниться перед управляющим своим имением.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе март 1913 года.

18 марта*

Ходатайство об отмене ссылки. Прибывшая в середине февраля якутская депутация осталась в Петербурге и ходатайствует об отмене административной и уголовной ссылки в Якутскую область. ("Утро России", № 65)

Борьба с пьянством. Сегодня Комиссия Государственного совета по борьбе с пьянством приняла карательную статью, усиливающую наказание за беспатентную торговлю. ("Утро России", № 65)


19 марта

Присяжные заседатели рассматривали дело чиновника Рюмина, обвинявшегося в убийстве своей сожительницы. Выслушав показания всех свидетелей, присяжные выразили сомнение в нормальности умственных способностей Рюмина и обратились к суду с ходатайством о направлении дела на доследование на предмет освидетельствования подсудимого. Суд это ходатайство удовлетворил. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13454)

Положение провинциальной печати

ОДЕССА. Вчерашний номер "Одесских новостей" конфискован за статью о Бейлисе. Редактор привлекается к ответственности.

БАХМУТ. Вышел первый номер газеты "Бахмутская копейка". Исправник тотчас же пригласил к себе редактора и предложил ему умерить оппозиционный пыл и не печатать агентских телеграмм о налагаемых на газеты штрафах. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13454)


20 марта

КИЕВ. (Соб. Кор.) Окружной суд оправдал помещика Расцишевского, убившего поверенного Роговского. Поводом к убийству послужило недоразумение при покупке имения. ("Утро России", № 66)

Сенат о пределах амнистии. Вопрос о пределах амнистии, приуроченной к 300-летию царствования дома Романовых, получил вчера снова ограничительное толкование.

К слушанию в Сенате назначен был ряд дел по обвинению различных лиц в хранении нелегальной литературы. Защита подсудимых доказывала, что все эти дела подлежат полному прекращению в соответствии с манифестом как дела о преступлениях, совершенных путем печати.

Сенат, однако, признал, что под понятием преступлений в печати следует признать только преступления, совершенные в легальной печати. Тем не менее, по манифесту за хранение нелегальной литературы наказание должно быть сокращено на одну треть. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13456)

Здание Сената в Петербурге // лучшее-в-петербурге.рф

ПЕТЕРБУРГ. Санкт-петербургское особое по делам обществ и союзов присутствие зарегистрировало общество санкт-петербургских женщин-юристов. Членами нового общества имеют право быть женщины, получившие юридическое образование в России или за границей. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13456)


21 марта

ПЕТЕРБУРГ. В санкт-петербургском окружном суде слушалось вчера дело крупного сибирского помещика крестника императора Александра II гофмейстера Арапова, обвинявшегося в клевете своим соседом по имению частным поверенным Кузьминым. Кузьмин усмотрел клевету в заявлении, поданном Араповым покойному министру внутренних дел Плеве. В заявлении он обвинял Кузьмина в распространении лживых слухов.

Суд вынес гофмейстеру Арапову оправдательный приговор. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13458)

Аресты и обыски. В ночь на 20 марта арестованы редактор журнала "Просвещение" А.Б. Федоров и рабочий гвоздильного завода В. Бретели. При обыске взяты книги и фотографические аппараты. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13458)

Обыски в трактирах. В Сестрорецке помощником надзирателя 2-го округа санкт-петербургского акцизного управления господином Смирновым и контролером того же управления Преображенским в присутствии чинов местной полиции были произведены многочисленные обыски почти во всех трактирах, столовых и т.д.

Обыски вызваны сообщениями о развившемся в Сестроречке шинкарстве и тайной продаже вина. В некоторых квартирах и трактирах без крепких напитков найдены значительные запасы водки. Обыски продолжались целые сутки. Все виновные привлекаются к ответственности. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13458)

Дело брата министра А.А. Маклакова и его жены. По заявлению группы крестьянских девушек возбуждено дело против брата министра внутренних дел А.А. Маклакова и его жены Н.С. Маклаковой. Сущность его такова. Профессор Маклаков имеет в Звенигородском уезде около Москвы усадьбу. Около нее пролегает дорога между деревнями Леоново и Жилкино, по которой издавна существует свободный проход и проезд… Маклаков усадьбу приобрел недавно и решил, что он имеет полное право закрыть дорогу и воспретить крестьянам по ней ходить

6 августа 1912 года по этой дороге шла группа крестьянских женщин. Маклаков и его жена вышли на дорогу и предъявили свои права.

- Мы, - говорит крестьянка Юлия Фомина, - шли тихо, но господа Маклаковы вышли к нам на дорогу с криками и бранью. Доктор Маклаков ругался и кричал нам, чтобы мы не смели ходить по дороге, и называл нас хулиганами, а госпожа Маклакова набросилась на нас с палкой и стала наносить мне побои…

На этом основании Фомина просила подвергнуть доктора Маклакова и его супругу наказанию за самоуправство.

Земский начальник Звенигородского уезда, рассматривая это дело, нашел, что по отношению Натальи Сергеевны Маклаковой обвинение доказано в самоуправстве и нанесении побоев и приговорил ее к аресту на четыре дня. Обвинение Маклакова земский начальник счел недоказанным и оправдал его.

Подобным приговором Фомина осталась недовольна и подала жалобу в звенигородский уездный съезд. ("Утро России" № 67)


22 марта

Примирение императора Вильгельма с аредатором Соустом. Сенсационная тяжба императора Вильгельма II с арендатором Соустом получила неожиданное завершение.

Как известно, император охарактеризовал своего арендатора как весьма нерадивого сельского хозяина, повинного в крайней запущенности имения Рехберг, арендуемого им у императора. Дело о расторжении арендного договора управления императорскими имениями с Соустом прошло через несколько судебных инстанций.

Но император Вильгельм, убедившись в неосновательности своих обвинений против Соуста, имел мужество признаться в своей ошибке. По его поручению камергер фон Ольденбург и советник агрономии Штейнмейер заявили арендатору, что император глубоко сожалеет о сказанном и что он никогда бы не выступил со столь несправедливой характеристикой Соуста, если бы не был введен во многие, чисто фактические заблуждения.

Дело кончилось тем, что Соуст отказался от своих арендных прав на Рехберг. За досрочное расторжение арендного договора он из частной шкатулки императора получил 120 тысяч марок. Кроме того, ему пожалован орден Прусской короны 4-й степени. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13460)

Российский император Николай II (справа) и германский император Вильгельм II (третий слева) // РИА Новости

В Совете министров. Совет министров признал неприемлемым законодательное предположение 24 членов Государственной Думы о всеобщем избирательном праве. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13460)

БЕЛОСТОК. Обыски среди рабочих. В воскресенье полицией были задержаны без всякого повода и заключены в тюрьму 16 рабочих, мирно гулявших в городском лесу. В квартирах арестованных произведены обыски. Вчера трое из них выпущены. Ни освобожденным, ни заключенным никаких обвинений не предъявлено. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13460)

Из-за обезьяны. В Санкт-Петербургском окружном суде слушалось вчера дело по иску, предъявленному известным педагогом, членом совета министерства народного просвещения Манштейном к генеральше Чигачевой. Иск основывался на том, что проходя в Сестрорецке по улице мимо дачи Чигачевой, он сделался жертвой нападения обезьянки, принадлежавшей ответчице. Обезьяна сильно искусала истца. Свои требования Манштейн исчислил следующим образом: 165 рублей за лечение, 2500 рублей за временную потерю трудоспособности и 750 рублей за покупку пианолы, которую он приобрел потому, что укусы обезьяны мешали ему заниматься своей любимой музыкой. Окружной суд удовлетворил исковые требования лишь в размере 165 рублей. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13460)


23 марта

АСТРАХАНЬ. В выездной сессии саратовской судебной палаты слушается громкое дело членов бакинской красной сотни, обвиняющихся в экспроприации 12 900 рублей у кассира Нобеля и в покушении на начальника тюрьмы Эбена.

Обвиняемых 11, свидетелей 60. Дело продолжится слушанием несколько дней. Вход в зал заседания по билетам. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13462)

АТКАРСК. Предан суду стражник уездной полиции Изюмов по обвинению в освобождении из-под стражи за денежное вознаграждение арестованного им вора, а также за сокрытие от начальства доказательств виновности последнего. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13462)

Из-за слова "хулиган". Мировой судья рассмотрел дело жены полковника Благовещенской, которую обвинил в клевете студент Прутковский. И обвинитель, и обвиняемая служат в конторе газеты "Санкт-Петербургские Ведомости".

На почве разговора о беспорядке на рабочем столе между ними возникли пререкания, закончившиеся тем, что Благовещенская обозвала студента хулиганом. Это же слово она повторила в письме издателю, которому пересказала инцидент.

Суд приговорил ее к 7 дням ареста без возможности заменить их штрафом. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13460)


24 марта

КИЕВ. Дело Бейлиса. Судебный следователь Машкевич сегодня сдал прокурору судебной палаты Чаплинскому законченное следствие по делу об убийстве Ющинского. Материалы составляют восемь томов в 5 тысяч страниц. Как и прежде, по делу привлечен один только Бейлис. По достоверным сведениям, обвинителем выступит по поручению министра юстиции один из товарищей прокурора Санкт-петербургской судебной палаты Виппер. Дело будет слушаться в Киеве в мае. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13464)

Дело редактора. В Санкт-петербургском окружном суде слушалось вчера дело редактора газеты "Биржевые ведомости" Д.А. Розанова, обвинявшегося по 73 статье уголовного уложения за поношение Священного Писания. Поводом к обвинению явился помещенный в газете беллетристический рассказ под заглавием "Мой ребенок". В этом рассказе автор касается причин, вызывающих безверие среди современной русской интеллигенции.

Особенность этого литературного дела состояла в том, что оно слушалось с участием присяжных заседателей.

Присяжные вынесли Розанову оправдательный вердикт. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13464)

Обращение присяжных. Присяжные заседатели закончившейся сессии одесского окружного суда подали заявление, в котором заявляют, что наказание виновных тюрьмой бесполезно, и что вместо тюрем лучше открыть сеть рабочих домов.

Касаясь судебного следствия, присяжные просят о приводе обвиняемых в суд в собственной, а не в арестантской одежде, что необходимо присяжным для вынесения впечатления от внешнего вида обвиняемых в их частной жизни. (Еженедельная юридическая газета "Право", № 12)

В уголовном отделении московского окружного суда перед началом заседания присяжный Н.А.Воробьев предупредил председательствующего, что в прошлом году его судили за убийство своего приятеля из ревности и он был оправдан. Воробьев просил разъяснить, может ли он оставаться присяжным заседателем. Суд не нашел оснований к его отводу. (Еженедельная юридическая газета "Право", № 12)

Подготовила Анна Шубина

* даты даны по старому стилю