Сто лет назад в Российской империи из всех судебных споров наибольшего внимания удостоилось так называемое "дело Бейлиса", которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка. Были и более обыденные судебные процессы – о госконтрактах на постройку мостов, об антисанитарии в аптеках, о семейном насилии, условиях содержания заключенных. Также суд рассматривал дело журналиста, назвавшего чиновника "вором и подлецом".
В Европе было не менее весело – в Англии суфражистки в храме устроили протестную акцию, в Германии владельцев заводов судили за шпионаж, а в Португалии мятежники попытались восстановить власть свергнутого короля.
РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе октябрь 1913 года.
7 октября *
В тюрьмах. Член Государственной Думы М.И. Скобелев направил министру внутренних дел полученную им телеграмму от заключенных ченстоховского магистрата. "В чистом поле нас, числом около 60 человек, окружили и арестовали. Нас били, как дикие звери, и бросили нас всех в маленькую комнату, где мы задыхались. С нами обращались так сурово, как с разбойниками. К девушкам обращались с самыми циничными предложениями. На нашу просьбу дать нам воды мы получили ответ, что можем издохнуть как скоты. Часов в 11 ночи к нам в камеру вошли напившиеся на наши деньги стражники и нагайками всех нас избили. Еду, мастрасы и одеяла передавать с воли запрещают. Просим, чтобы с нами обращались по закону".
Редактор газеты "Речь" Г.И. Иванов за помещение статьи под заглавием "Дело Бейлиса. Впечатления" привлекается к судебной ответственности.
"Вор и подлец". В Санкт-Петербургской судебной палате рассматривалось дело редактора газеты «Русь» А.А. Суворина, обвинявшегося в клевете старшим ревизором департамента военно-морской отчетности Кушнеревым. Дело возникло из-за упоминания в одной из заметок того факта, что один из подчиненных заявителя публично обозвал ныне покойного чиновника Иванова «вором и подлецом».
Окружной суд приговорил Суворина к трем месяцам ареста. Судебная палата затем допросила свидетелей, которые подтвердили изложенный в заметке факт, и оправдала его. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск)
8 октября
ЛОНДОН. Скандал суфражисток в соборе Святого Павла. Во время воскресного богослужения в соборе Святого Павла разыгралась обычная теперь сцена. Суфражистки пели молитвы о спасении мучимых в тюрьмах женщинах и отказались выйти из собора, когда сторожа потребовали их удаления. Тогда полицейские частью вывели, а частью вынесли упорствовавших на улицу.
Служба была прервана в течение некоторого времени дикими криками сопротивлявшихся женщин, но затем возобновилась.
Попытка женщин устроить митинг на паперти собора прекращена полицией, 2 женщины арестованы. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13791)
СЕНТ-ДЖОНС (Ньюфанудленд). Покушение на убийство католического епископа. Во время служения католического епископа в местечке Гарбэр-Грас неизвестный, войдя в церковь, произвел два выстрела из револьвера. Епископ ранен. Стрелявший арестован.
Урядник, избивающий крестьян, если мне позволят скверный каламбур, - явление в достаточной мере избитое. Но некоторые из этих волостных сатрапов выходят из установленных границ и о них приходится писать отдельно.
В данном случае речь идет об уряднике Петрушенко из Тунки Иркутского уезда.
В августе мировой судья и врач по просьбе родственников осмотрели арестованных. На них оказались многочисленные кровоподтеки, ссадины, следы избиения плетью. Протокол осмотра вместе с прошениями избитых передали должной инстанции. Весть о том, что судья «взялся за дело» и теперь можно жаловаться облетела весь район, в котором урядник за полтора месяца своего нахождения на должности стремился "обуздать хулиганство", и суд и прокурор получили еще ряд жалоб. Будем надеяться, прокурор не откажется уделить ему достаточно времени и внимания.
МИНСК. Какая-то компания темных личностей решила использовать дело "Бейлиса" для своих низменных целей и начала в Минске и окрестностях погромную агитацию.
Город по утрам забрасывается погромными воззваниями, призывающими к мести евреям за "замученного Ющинсткого и других христианских мальчиков" и заканчивающимися стереотипными: "бей жидов".
Судя по всему, местные черносотенные организации к этой погромной агитации непричастны и она явилась исключительно на почве стремления к легкой наживе.
9 октября
Дело Бейлиса. Продолжает давать показания бывший полицейский пристав Красовский. Он рассказывает про два обыска, проведенных у Бейлиса. Между прочим, он обратил внимание на галоши подсудимого, так как на тряпке, найденной в кармане Ющинского, был отпечаток галоши фирмы "Колумб" с изображением елочки. Это наблюдение не привело ни к каким результатам, так как у Бейлиса оказались галоши фирмы "Проводник".
…
Ющинского Красовский знал. Это был мальчик скрытный. Все его семья была весьма подозрительная. Как-то в Киеве имело место разбойное нападение на трамвай, а затем у его отчима нашли похищенную у кондуктора сумку. В такой среде вращался Ющинский.
…
Адвокат Ющинского в ходе допроса возмущался неблаговидными приемами сыска, необоснованными арестами, а также тем, что свидетель прибег к сотрудничеству с анархистом-коммунистом. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13793)
10 октября
Судебные вести. Через месяц в таганрогском окружном суде начнутся слушания дела трех директоров никопольско-мариупольских заводов, обвиняемых в мошенничестве. Дело было возбуждено по заявлению министерства путей сообщения, передавшего этим заводам заказ на изготовление опор для железнодорожных мостов. Опоры были изготовлены в совершенно негодном виде, а образовавшиеся от некачественной отливки пустоты заполнены гвоздями и разным железным хламом для придания им большего веса. Министерство путей сообщения уведомило о данном уголовном деле морское министерство, которое передало этому же заводу заказ на изготовление брони.
В обществах и союзах. Вчера вечером в помещении русского женского общества состоялось общее собрание санкт-петербургских женщин-юристов, постановившее ходатайствовать перед конституционно-демократической фракцией Государственной Думы о скорейшем внесении нового законодательного предложения о допущении женщин в адвокатуру. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13795)
11 октября
БЕРЛИН. Дело Круппа. В уголовном суде началось слушание дела о берлинском представителе заводов Круппа, а также о директоре Экциусе. Первый обвиняется в подкупе чиновников для получения секретных сведений, второй – в посредничестве.
БЕРЛИН. Арест русских переводов немецких писателей. В недавно открытом здесь русском книжном складе полицией арестованы русские переводы Зудермана, Манна, Келлермана и Вассермана, вследствие протеста немецких авторов, основанных на русско-германской литературной конвенции. Переводы изданы в России до вступления конвенции в силу.
ЛИССАБОН. Неудавшийся заговор монархистов. Восстание было организовано двумя комитетами – военным и гражданским. Оно должно было начаться убийством министров и высших чиновников. Мятежники сделали попытку разрушить в нескольких местах телеграфное и телефонное сообщение и остановить движение. Повреждения, однако, были быстро исправлены. Сообщается, что полиция арестовала много монархистов и конфисковала оружие.
Монархическое движение было, по-видимому, хорошо организовано. На границе вооруженные банды только и ждали сигнала для вступления на территорию Португалии. Только благодаря особой распорядительности удалось предупредить нападение мятежников на арсенал.
В восстании принимали участие и офицеры, некоторые арестованы. Также арестован один из чиновников министерства иностранных дел. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13797)
12 октября
Санкт-Петербургский окружной суд рассмотрел дело управляющего Предтеченской аптеки, что на Боровой улице, провизора Гуревича, обвинявшегося в несоблюдении требований аптечного устава. При производстве в его аптеке внезапной ревизии выяснилось, что ядовитые медикаменты хранились без особых мер предосторожности, в аптеке было грязно, сильнодействующие лекарства выдавались без надлежащего удостоверения врачей. Суд приговорил Гуревича к воспрещению навсегда управлять аптеками и аптечными складами.
Сенат отложил рассмотрении жалобы на приговор статскому советнику Шутову, обвинявшемуся в зверском истязании своей жены. Шутов, старик лет под 60, несколько времени тому назад женился на девушке втрое моложе его и за отказ исполнять его требования стал всячески тиранить ее: бил, таскал за волосы, выгонял раздетой на мороз. Суд первой инстанции приговорил его к отдаче в исправительные арестантские отделения на 2 года и 8 месяцев. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13799)
Подготовила Анна Шубина
*Все даты даны по старому стилю