Судья не имеет права вступать во внепроцессуальные дискуссии с подсудимыми и тем более обсуждать с ним способы снизить суровость будущего приговора, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ в третьем обзоре судебной практики. 


Беседа с подсудимым

Дисциплинарная коллегия отказала в жалобе уже бывшего судьи Северной Осетии – Алании, полномочия которого были досрочно прекращены из-за внепроцессуальной беседы с подсудимым.

«В судебном заседании установлено, что судья, в производстве которого находилось уголовное дело в отношении подсудимого, обсуждал с последним возможность улучшить его положение в виде снижения санкции за совершенное преступление. Судья не отрицал факт внепроцессуального общения с подсудимым», — уточняет суд высшей инстанции.

Квалификационная коллегия судей признала, что действия судьи повлекли нарушение закона «О статусе судей в РФ» и кодекса судейской этики, обязывающих судью при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти и достоинство судьи.

Вольная беседа по своему характеру являлась виновным и существенным деянием, подчеркивает ВС, уточняя, что она не соответствует высокому статусу судьи и умаляет авторитет судебной власти. Прекращение полномочий, в данном случае, — соразмерное наказание для судьи, уточняется в обзоре.

Систематическая волокита

Согласно обзору практики, судьи лишаются статуса и за систематические нарушения, приводящие к постоянной волоките и бардаку с документами. Дисциплинарная коллегия отказала в удовлетворении жалобы экс-судьи на решение квалификационной коллегии судей республики Бурятия о досрочном прекращении его полномочий. 

Суд высшей инстанции установил, что при минимальной служебной нагрузке судья систематически нарушал процессуальное законодательство: безосновательно откладывал судебные заседания из-за несвоевременного вызова участников процесса.

«Кроме того, в делах об административных правонарушениях отсутствовали определения о принятии дела к производству, о назначении судебного заседания, о приостановлении производства по делу, об отложении судебных заседаний, протоколы судебных заседаний и извещения. По 15 делам отсутствовали протоколы судебных заседаний», — уточнили в ВС. 

Ошибки носят системный характер, свидетельствующий о низкой квалификации судьи и ненадлежащей организации судебного процесса. Ранее он дважды привлекался к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения за схожие нарушения, но выводов из этого не сделал.