Распоряжение осужденным денежными средствами, полученными преступным путем, посредством приобретения мобильного телефона или иных вещей, в силу требований закона не свидетельствуют об их легализации. Подобные действия с денежными средствами, приобретенными в результате совершения преступления, являются способом распоряжения ими в личных целях, поясняет Пятый кассационный суд общей юрисдикции в Обзоре судебной практики.  


Суть дела 

На рассмотрение кассационного суда поступило дело в отношении осужденного по части 1 статьи 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).  

Признавая подсудимого виновным по указанной статье, суд указал, что с целью сокрытия факта преступного приобретения имущества и придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению имуществом, он решил совершить финансовые операции с денежными средствами, приобретёнными преступным путём. С этой целью подсудимый приобрел у своего знакомого мобильный телефон стоимостью 12 тысяч рублей. 

Видимость законности 

При легализации финансовые операции и сделки осуществляются с целью вложения полученных преступным путём доходов в легальную экономику для того, чтобы скрыть их криминальное происхождение, придать им видимость законных и создать возможность для извлечения последующей выгоды, приводит кассация разъяснения Пленума Верховного суда РФ от 7 июля 2015 года №32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». 

Таким образом, для решения вопроса о наличии состава преступления необходимо установить, что лицо совершило финансовые операции и другие сделки с денежными средствами в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, отмечает кассационный суд. 

Он указывает, что в настоящем деле из описательно-мотивировочной части приговора не усматривается, какие именно действия были совершены подсудимым для придания правомерности владению денежными средствами, приобретенными в результате незаконного оборота наркотических средств. 

«Перечисленные в приговоре факты получения и дальнейшее распоряжение осужденным денежными средствами, полученными от незаконного сбыта наркотических средств, путем приобретения мобильного телефона, в силу требований закона не свидетельствуют о легализации денежных средств. Подобные действия с денежными средствами, приобретенными в результате совершения преступления, являются частью объективной стороны сбыта наркотических средств, способом распоряжения ими в личных целях», — разъясняет кассация. 

Следовательно, в данном случае усматривается только распоряжение денежными средствами, полученными от деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, а не их легализация, резюмирует кассационный суд. 

На основании изложенного Пятый кассационный суд общей юрисдикции отменил приговор в части осуждения подсудимого по части 1 статьи 174.1 УК РФ и прекратил уголовное дело в этой части за отсутствием состава преступления. (77-1341/2022)