Верховный суд РФ рассмотрел дело об изъятии из посылки для осужденного радиоприёмника и полотенца: отбывающий наказание в колонии обратился с иском о признании этих действий администрации незаконными и выплате компенсации в 20 тысяч рублей.


Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал, пояснив, что радиоприёмник подлежит только коллективному использованию, а не личному. Поскольку истец не обратился к начальнику колонии об использовании радио для нужд отряда, а также был обеспечен полотенцами в соответствии с нормами вещевого довольствия осуждённых, то суд признал оспариваемые действия сотрудников исправительного учреждения правомерными, в связи с чем оснований для взыскания компенсации в пользу осуждённого не усмотрел.

Но апелляционная инстанция указала на то, что какого-либо запрета на приобретение либо получение в посылке осуждёнными радиоприёмников в законе не содержится, а в Правилах содержания под стражей или в местах лишения свободы установлен лишь порядок пользования этой техникой. Областной суд также пришёл к выводу, что изъятое полотенце не относится к вещам, которые осуждённым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В связи с чем действия должностных лиц признаны незаконными, но компенсацию суд назначать не стал, сославшись на отсутствие нарушения прав административного истца.

Суд кассационной инстанции отменил это определение в части отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации и направил его на новое рассмотрение. Суд пояснил, что в ходе разбирательства не дана правовая оценка доводам об отсутствии возможности прослушивания радиопередач ввиду отсутствия радиоточки в отряде.

ФСИН и исправительное учреждение обжаловали это решение в ВС РФ. 

Позиция ВС 

Законодатель в статье 94 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК РФ) предусмотрел возможность приобретения радиоприёмников за счёт собственных средств заключенного через торговую сеть либо возможность получения их от родственников. Радио можно слушать в свободные от работы часы, кроме времени, отведённого распорядком дня для ночного отдыха, напоминает ВС РФ. 

Также закон устанавливает обязанность колонии оборудовать жилые помещения, комнаты воспитательной работы и отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры радиоточками за счёт средств исправительного учреждения.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, действовавшие на момент возникновения спора, напоминает суд высшей инстанции. В приложении №1 к ним установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осуждённым запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В пункте 17 упомянута аудиотехника.

В примечаниях к названному пункту указано, что радиоприёмники используются только для коллективного прослушивания и устанавливаются в местах, определённых администрацией исправительного учреждения.

«Согласно правилам запрещённые предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осуждённых, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения либо лица, его замещающего, о чём составляется соответствующий акт с ознакомлением осуждённого под роспись», — указывает Верховный суд. 

Правила подразумевают, что радиоприёмник действительно можно передавать заключённому в посылке, но только в случае его использования для коллективного прослушивания в специально отведённых местах, а значит, передавать его для личного использования нельзя, следует из определения суда высшей инстанции.

«Радиоприёмники, поступившие осуждённым в том числе в посылках, подлежат установлению в местах коллективного пользования, определяемых администрацией исправительного учреждения, по заявлению такого осуждённого. При этом до момента подачи и удовлетворения заявления указанный предмет по постановлению начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего, изымается и передаётся на склад для хранения, о чём составляется соответствующий акт с ознакомлением осуждённого под роспись», — указал Верховный суд РФ.

Таким образом решение апелляционного и кассационного суда было отменено, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.