Почти одновременно с выборами президента России проходит отбор кандидатов на пост председателя Верховного суда (ВС) РФ. Об открытии соответствующей вакансии Высшая квалификационная коллегия судей РФ объявила 1 марта. По каким критериям будет избираться глава ВС РФ, и какие первостепенные задачи перед ним вероятнее всего будут поставлены – в аналитике РАПСИ.
Фактор 1. Судейское происхождение – в пользу преемственности развития
Председателя Верховного Суда РФ на шестилетний срок назначает Совет Федерации по представлению президента. Для этого необходимо наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС).
Излишне уточнять важность этого выбора: личность нового председателя во многом определит устойчивость развития российского правосудия. Стратегическая преемственность судебной власти практически столь же важна, как стабильность исполнительной.
Судебная система, выстроенная усилиями Вячеслава Лебедева в высокоэффективный государственный механизм, сегодня имеет четкие векторы дальнейшего движения: укрепление судейской независимости и обеспечение доступности правосудия для каждого гражданина РФ, гуманизация правоприменительной практики и законодательства, цифровизация сервисов судебной системы, социальная ориентированность судопроизводства.
Как ожидают эксперты, важнейшим критерием при выборе нового главы высшей судебной инстанции станет способность к сохранению текущего направления, темпа и последовательности в достижении поставленных целей. Другими словами, от кандидата требуется сочетание личного профессионализма с полным соответствием выработанным за последние десятилетия ценностям российского правосудия.
Этот фактор, в свою очередь, формирует определенные ожидания: на должности нового председателя Верховного суда видят человека, успешно прошедшего все ступени судебной системы.
«Мы ожидаем, что председатель высшей инстанции будет избран из числа действующих судей. Судебная система – особенная структура, нас нельзя сравнить с каким-либо министерством или государственным ведомством. Новый глава должен глубоко понимать и принимать как базовые принципы судопроизводства, так и задачи по развитию судебной системы: вот уже долгое время мы этими целями фактически живем. Человек должен внутренне принимать служение Фемиде как норму своей жизни и главный ее приоритет», – поделился личным мнением с РАПСИ сотрудник одного из судов федерального значения.
В свою очередь, председатель одного из региональных судов в разговоре с агентством подчеркнул: «Не надо забывать, что судейство – не просто работа: это жизненная миссия, которая не просто требует большой отдачи: фактически ты отдаешь жизнь служению Фемиде. Конечно, будет правильно, если такие принципы, наш моральный код, будет разделять и новый председатель высшей инстанции. Все мы видим на этой должности прежде всего – Судью».
Принадлежность нового главы к судейской системе важна не только с точки зрения ценностной оценки личности: прежде всего, такой председатель сможет наиболее эффективно обеспечить преемственность работы и дальнейшего совершенствования российского суда.
Фактор 2. Разнонаправленность судейского опыта
Кто должен возглавить высшую судебную инстанцию самой большой страны мира – судья-цивилист или служитель Фемиды, специализирующийся на правоприменении уголовного закона?
Однозначный и корректный ответ на этот вопрос дать сложно: судья высокого уровня, как правило, имеет такой уровень квалификации, что юридическая специализация уже не является значимым критерием.
Вместе с тем, в высшей судебной инстанции всегда ценилось многообразие юридического опыта, потому что в действительности сочетание разнонаправленной экспертизы – явление не самое распространенное в судейской карьере. В числе реальных и потенциальных претендентов на должность председателя ВС РФ профессионалы, чей опыт вмещает разные грани судейской карьеры: от рассмотрения уголовных дел и председательства в судах общей юрисдикции до непосредственного участия в реформе арбитражной системы.
Напомним, что ключевым звеном современного этапа реформы судебной системы в России стала ликвидация в 2014 году Высшего арбитражного суда: его функции были переданы ВС РФ. Поначалу большинство экспертов переживали, что такие изменения приведут к коллапсу арбитража, однако во многом благодаря именно работе судей и руководителей среднего и верхнего звеньев изменения пошли только на пользу арбитражной системе. Результаты этих преобразований положительно оценивают даже самые критически настроенные эксперты, изменившие свою точку зрения на 180 градусов.
Прежде всего, включение арбитражного судопроизводства в общую структуру судебной системы позволило обеспечить единство правоприменения по вопросам, находящимся на стыке экономических преступных деяний и арбитражных споров. Проблема разночтений закона при вынесении решений долгое время использовалась недобросовестными участниками процесса как лазейка: арбитражная реформа эту тенденцию свела на нет.
Кроме того, именно в арбитражном судопроизводстве была создана система апелляционных судов, которая позволила повысить беспристрастность рассмотрения дел: позже по образу арбитражного судопроизводства были созданы и апелляционные суды общей юрисдикции.
Важной вехой эксперты также называют создание в 2011 году Суда по интеллектуальным правам, высокую квалификацию судей которого эксперты признают единогласно.
В свою очередь, Экономколлегия ВС РФ, которая на правах высшей инстанции рассматривает арбитражные дела, в последние годы заслужила репутацию одной из самых уважаемых правовых институций в составе ВС РФ.
Эти изменения задают особые требования к руководству судебной системы. Как подчеркивают собеседники РАПСИ, профессиональная универсальность новому главе высшей инстанции будет действительно необходима: в российской судебной практике в последние годы появляется все больше процессов на стыке разных областей права, что во многом обусловлено глобальными изменениями в мировой повестке, цифровизацией и геополитическими изменениями.
Выработать грамотные подходы в стремлении к единству правоприменения по подобным делам сможет судебная система под началом судьи высочайшего класса с конвергентным опытом.
Фактор 3. Усиленная экспертиза
Прямым следствием вышесказанного является еще один немаловажный фактор, которым будут руководствоваться при утверждении кандидатуры на пост главы ВС РФ: новый председатель должен обладать личной усиленной экспертизой в делах повышенной сложности.
Это важно именно сегодня, когда Россия переживает сложный период санкционного давления: в последние годы именно правосудие выступает тем рубежом, на котором с одной стороны обеспечивается защита прав граждан и российского бизнеса, имеющего большой экономический потенциал для страны, с другой стороны – соблюдается беспристрастность и объективность правосудия, в том числе в спорах с участием иностранных компаний.
Особенно ярко это прослеживается на фоне громких судебных процессов вокруг использования товарных знаков иностранных компаний: западные критики тщательно отслеживали эти дела и приготовились обвинить российское правосудие в правовой анархии, в то время как решения судов были максимально независимыми и взвешенными, складываясь зачастую в пользу компаний с иностранным компонентом. Подробнее о позиции судейского сообщества на эту тему можно прочитать здесь и здесь.
В целом, развитие интеллектуального правосудия (которое, по признанию экспертов, и так сделало большой шаг вперед в последние десять лет), общее усиление экспертизы судов в области защиты авторских, интеллектуальных прав граждан и компаний в условиях постепенного отхода от сырьевой экономики может стать одним из главных вызовов для нового главы ВС РФ.