МОСКВА, 30 сен – РАПСИ. Россия только начинает разрабатывать базовые законы против злоупотребления офшорами, в то время как в ряде европейских стран меры по борьбе с уходом от налогов действуют не один десяток лет, рассказали РАПСИ представители юридической компании Arendt & Medernach (Люксембург).
В таких странах, как Германия, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Швеция меры по борьбе с уходом от налогов действуют уже достаточно долго, отмечает Александр Соколов, заместитель главы московского представительства компании.
В целом, по его словам, законы европейских стран о контролируемых иностранных компаниях фрагментированы, и единого европейского законодательства в этой сфере, по крайней мере, на сегодняшний день не существует.
«Европейское законодательство отличает также некоторая неопределенность. В то время как борьба с сокращением налоговой базы является приоритетной, вопрос о том, как гармонизировать законодательство о КИК для всех стран-членов Евросоюза, остается открытым», - говорит Соколов.
Более того, многие страны, в том числе Франция, Италия и Швеция, практикуют разного рода исключения из законодательства о КИК, предоставляя отдельным компаниям особый статус, позволяющий им укрывать свою прибыль от налогов. В других странах такие послабления не допускаются.
Из последних наиболее заметных инициатив в Европе стало утверждение детального плана борьбы с офшорами, представленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), отметил собеседник агентства. В документе содержится 15 мер, направленных на совершенствование системы соглашений об избежании двойного налогообложения и устранение пробелов в существующих соглашениях.
Для России предложения ОЭСР по КИК будут актуальны лет через 5-6, полагает партнер Arendt & Medernach, специалист по налоговому законодательству Алан Гобель.
Это мнение разделяет Соколов: «Российское законодательство в этой области только приходит к мировой практике, которую представляют страны ОЭСР, членом которой Россия, кстати, не является».
Что касается предложений Министерства финансов РФ по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и повышению эффективности налогового администрирования иностранных организаций – это первый вполне закономерный шаг, полагает Гобель.
По его словам, законопроект Минфина многое взял из законодательства европейских стран. В частности, в Финляндии 3/5 финского корпоративного налога идут по ставке 20%, в то время как в России 3/4 налога идут по той же ставке. Есть и принципиальные различия: если в Европе законодательство по КИК применяется в основном в отношении пассивного дохода, то Минфин РФ предлагает облагать налогами активный доход.
Вопрос о необходимости облагать налогами КИК не раз рассматривался в парламенте. Особый интерес к этой проблеме возник в декабре 2013 года, когда Президент РФ выступил с посланием Федеральному Собранию, в котором упомянул о необходимости разработать соответствующий законопроект.
Он был подготовлен и опубликован на сайте Минфина уже в марте и обязывал КИК платить налоги по стандартной ставке в 20%. Контролируемыми назвали компании с долей в них российского собственника до 25% для одного лица, либо 10%, если в совокупности доля российских налоговых резидентов в иностранной организации составляет более 50%. Платить налог придется, если прибыль КИК в 2015 превысит 50 миллионов рублей. В 2016 году этот порог предлагается снизить до 30 миллионов рублей.