Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Понимание этой вроде бы исчерпывающей по гуманизму фразы не так просто дается обществу, в котором исторически недавно уничтожались миллионы сограждан, в том числе - «по многочисленным просьбам трудящихся».
Тем не менее, в принятой в 1993 году всенародным голосованием Конституции РФ имеется статья 20, из которой и взята фраза, вынесенная в заголовок. Каждый имеет право на жизнь. Это — недвусмысленная заявка на отмену смертной казни. Тем более что во втором пункте той же 20-й статьи сказано, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Да, новая Конституция новой России сделала важный шаг к установлению моратория на смертную казнь. Важный — но лишь первый, с которого начался непростой путь к собственно мораторию, не пройденный до конца по сей день.
Понятно, что история казней в нашей стране имеет древнюю и богатую историю. Но давайте бросим хотя бы краткий взгляд на времена не столь давние — ХХ век. Чтобы лучше понять исторический фон.
Смертная казнь существовала в России вплоть до Февральской революции 1917 года, после которой была отменена буквально на несколько месяцев и вновь введена Временным правительством.
Попытку проявить гуманные намерения предпринимала и молодая советская власть, отменив смертную казнь уже осенью 1917-го. Но год спустя последовало печально известное постановление Совнаркома «О красном терроре», которым она была восстановлена. Схожий сюжет — в 1920 году: в январе принимается постановление СНК об отказе от применения высшей меры, а в мае приказом Реввоенсовета трибуналы получают право приговаривать к расстрелу.
С поражающим воображение цинизмом власть Советов в 1947 году, в период сталинских репрессий, издает указ «Об отмене смертной казни», а в 1949 году Советский Союз даже вносит на сессию Генеральной Ассамблеи ООН вопрос об отмене смертной казни во всех странах мира.
Это выглядит тем более лицемерно, что уже в начале 1950 года для расправы с участниками процессов, названный «ленинградским делом», но в проходившим по всей стране (да-да, по тем самым «по многочисленным просьбам трудящихся») был издан новый указ Президиума ВС СССР — «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». Масштабы обвинений по этим статьям, увы, известны.
С тех пор вопрос о моратории на смертную казнь не поднимался в нашей стране вплоть до 90-х годов. Следующим после принятия Конституции РФ шагом в этом направлении стало вступление России в 1996 году в Совет Европы, обязательным условием которого было подписание в течение года Протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Напомним, что этим документ, принятый СЕ еще в 1984 году, гласил: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». В этом же году Борис Ельцин издает указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», которым, в частности, правительству РФ предписывалось в месячный срок подготовить для внесения в Госдуму проект закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу № 6.
Между тем общественное мнение в России мало способствовало решению этого вопроса. По словам депутата Валерия Борщева (Яблоко»), отношение общества к данной проблеме везде было сложным. Только в Швейцарии смертная казнь была отменена референдумом. Практически в большинстве стран Европы, как и в России, процентов 60-70 населения выступали против отмены смертной казни. Так что здесь мы оказались на вполне европейском уровне.
Однако не будем забывать про родные российские особенности — никакого законопроекта в течение месяца не появилось. И в 1997 году Протокол №6 подписывается распоряжением Президента РФ. Теперь документ должен был быть ратифицирован, но этого не происходит.
Страсти по поводу моратория на смертную казнь в Госдуме и за ее пределами кипят нешуточные. В архиве историографического сообщества «Политика на сломе эпох» сохранилась стенограмма парламентских слушаний на эту тему, из которой очевидно, что правозащитники и правоохранители, юристы и писатели, депутаты и гражданские активисты сломали не одно копье в дискуссии по этому вопросу. В итоге, в соответствии с рекомендациями слушаний, в 1997 году в Госдуму был внесен законопроект «О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни». Его авторы — депутаты Алексей Александров («Российские регионы»), Валерий Борщев («Яблоко»), Александр Дзасохов («Народовластие»), Виктор Зоркальцев (КПРФ), Юрий Полдников (КПРФ) и Юлий Рыбаков (ДВР).
Как видим, межфракционного согласия достичь все же удалось. Но это не спасло законопроект от печальной участи. Пройдя предварительные стадии рассмотрения, в 1998 году на этапе первого чтения было решено перенести вопрос на другое пленарное заседание. Вот с тех пор на официальном сайте Госдумы и значится: «находится на рассмотрении».
Дума Думой, но речь-то идет о жизни людей. Смертные приговоры продолжают выноситься. Но… Президент перестал рассматривать дела приговоренных к смертной казни и по закону они не вступают в силу. Конституционный суд дает разъяснение — пока во всех субъектах РФ не начнут действовать суды присяжных, такие приговоры являются неконституционными.
К 2010 году суды присяжных были уже во всех регионах. Возникло опасение, что смертная казнь будет восстановлена. Но Конституционный суд выносит определение: «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого и — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания».
К этому времени, правда, Сергей Бабурин внес в Госдуму законопроект «Об отмене моратория на исполнение наказания в виде смертной казни в Российской Федерации». Но и он с 2005 года лежит без движения и значится как «находящийся на рассмотрении».
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: Протокол № 6 подписан, но не ратифицирован Россией (кстати, единственной из государств — членов ЕС). По внутреннему законодательству РФ мораторий вроде как не имеет правового основания. Но есть еще Венская конвенция, по которой не допускаются действия, противоречащие подписанному документу, даже если он не ратифицирован.
Вот в такой несколько межеумочной юридической позиции находится сегодня мораторий на смертную казнь. Общественное мнение по-прежнему не слишком благосклонно к этому вопросу, поэтому и нынешнее поколение политиков не торопится его поднимать.
Остается уповать на заявление Владимира Лукина в бытность его Уполномоченным по правам человека в РФ. По его словам, «по сути, смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически. Любое применение смертной казни будет означать наш выход из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы. Так что, фактически, у нас есть полная отмена смертной казни — на мой взгляд, это абсолютно четкая юридическая позиция».