Накануне важнейшего политического события года в России мы вспоминаем, как зарождался институт президентских выборов в нашей стране. О причинах появления этого поста в Конституции СССР, а также об особенностях выборов первых президентов Советского Союза и РСФСР рассказывает в рамках проекта РАПСИ, посвященном истории избирательного права, кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Перестройка в СССР к 1990 году логично дошла до решения вопроса о разделении партийной и государственной властей. До этого времени, как известно, партийные структуры КПСС доминировали в управлении страной. Органы же государственной власти – Советы народных депутатов – занимали подчиненное положение.
На повестку дня выдвинулся вопрос о перемещении центра тяжести властных функций от партии к государству. Решили начать с верхних этажей власти. Было признано ненормальным то, что первым лицом в СССР традиционно являлся лидер политической партии, т.е. общественной организации. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о введении в СССР поста президента.
Данный вопрос был вынесен на обсуждение III Съезда народных депутатов СССР, открывшегося 12 марта 1990 года. Съезд вначале внес поправки в Конституцию СССР, исключив из статьи 6 упоминание о руководящей роли КПСС. Устранив таким образом законодательно закрепленные прямые рычаги влияния партии на государственные дела, народные депутаты поддержали предложение о введении поста президента. Согласно этой поправке к Конституции президент СССР должен был избираться гражданами сроком на 5 лет. Однако тут же было отмечено, что первый президент избирается Съездом народных депутатов СССР на тот же срок.
Это исключение и спешка с выборами президента объяснялись, видимо, нарастанием политической нестабильности в стране, ростом центробежных сил в национальных республиках и нежеланием отвлекаться на длительную избирательную кампанию с неясным ее исходом для Михаила Горбачева, рейтинг которого в это время уже стал неуклонно снижаться.
Генеральный секретарь ЦК КПСС всё больше терял поддержку в верхах своей партии, в ЦК и в Политбюро. Для него возник риск смещения с поста Генсека на любом ближайшем Пленуме ЦК, поэтому ему необходимо было закрепиться теперь на государственной должности, чтобы не зависеть от настроений коммунистической элиты, недовольной его реформами.
За кандидатуру Горбачева проголосовало 59,2% депутатов Съезда. Заняв пост президента СССР, Горбачев надеялся тем самым усилить позиции центральной союзной власти. Однако, это преобразование привело к обратному, в частности, к тому, что в республиках тут же стали копировать действия Москвы.
Уже 30 марта пост президента появился в Узбекистане, что было полной неожиданностью для Горбачева. А затем аналогичные решения стали принимать и другие республики.
12 июня 1990 года на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о суверенитете России». Она провозгласила верховенство Конституции и законов РСФСР на всей территории республики и предусмотрела приостановление нормативных актов СССР, вступавших в противоречие с законами РСФСР.
17 марта 1991 года в СССР проводился референдум (единственный всесоюзный референдум за всю историю СССР) с вопросом о целесообразности сохранения союзного государства. В Российской Федерации решили одновременно провести всероссийский референдум о введении поста президента РСФСР.
То, что этот вопрос был вынесен на всенародное голосование, а не на Съезд народных депутатов РСФСР, объясняется, пожалуй, тем, что все прекрасно понимали, что такой пост учреждается для конкретного человека – Бориса Ельцина. А на Съезде у Ельцина не было такой убедительной поддержки как среди рядовых избирателей.
Так, при выборах на Съезде Председателя Верховного Совета РСФСР пришлось проводить целых три тура для определения победителя. И только в третьем туре Ельцина набрал 535 голосов при том, что для избрания требовалось набрать 531 голос. А вот на выборах народных депутатов СССР по самому большому избирательному округу № 1 Ельцин набрал рекордную цифру в 91,53% голосов избирателей. Отсюда становилось ясным: чтобы добиться желаемого успеха, целесообразно было вынести этот вопрос именно на референдум.
Во всероссийском референдуме 17 марта 1991 года приняло участие более 76 миллионов человек (75% от всех избирателей). За введение поста президента РСФСР проголосовало 69,85% от принявших участие в голосовании.
В некоторых автономных республиках РСФСР референдум не проводился. В то время уже шел «парад суверенитетов» и автономии опасались, что введение поста президента России приведет к усилению центральной власти и ограничению их самостоятельности. От проведения референдума отказались в Северо-Осетинской АССР, Тувинской АССР и в Чечено-Ингушской АССР. Предпринимались попытки бойкота референдума в Коми АССР и Татарстане.
В соответствии с результатами референдума 24 апреля 1991 года был принят Закон «О выборах Президента РСФСР». В котором, в частности, говорилось: «Президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. Президент РСФСР избирается сроком на 5 лет. Один и тот же гражданин не может быть президентом РСФСР более двух сроков подряд».
Кандидаты в президенты РСФСР выдвигались республиканскими политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями, зарегистрированными в установленном законом порядке. В бюллетень для тайного голосования по выборам президента РСФСР включались кандидаты, поддержанные ста тысячами граждан, а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР. Последним способом воспользовался единственный кандидат – лидер Либерально-демократической партии Советского Союза Владимир Жирновский, в поддержку которого проголосовало более одной пятой части народных депутатов РСФСР.
Особенностями этого закона было, во-первых, то, что все подавшие заявки кандидаты в президенты регистрировались сразу, но к выборам допускались только те, кто собрал необходимое число подписей избирателей. Во-вторых, голосование проводилось одновременно за двух человек: по кандидатам в президенты РСФСР и предлагаемым ими кандидатам в вице-президенты РСФСР.
Всего в бюллетень было включено шесть пар. Жириновский предложил на пост вице-президента РСФСР предпринимателя Андрея Завидия. Член Совета безопасности СССР, бывший министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин взял в пару председателя Совета национальностей Верховного Совета РСФСР Рамазана Абдулатипова. Ельцин включил в свой бюллетень председателя Комитета Верховного Совета РСФСР полковника Александра Руцкого. Командующий Приволжско-Уральским военным округом генерал-полковник Альберт Макашев шел с заведующим кафедрой вуза Алексеем Сергеевым. Народный депутат СССР Николай Рыжков, бывший председатель Совета министров СССР пошел на выборы в паре с первым заместителем министра внутренних дел СССР генерал-полковником Борисом Громовым. Председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов Аман Тулеев выступал совместно с начальником комбината, народным депутатом РСФСР Виктором Бочаровым.
По партийной принадлежности один человек – Жириновский был членом ЛДПСС, один – Ельцин – беспартийным (незадолго до этого вышел из КПСС), и остальные четверо были членами КПСС.
Фаворитом предвыборной гонки считался Ельцин. Его поддерживал широкий круг демократических организаций и популярное тогда движение «Демократическая Россия». Считается, что удачным был и выбор им кандидатуры «напарника» - Руцкого, который организовал из народных депутатов РСФСР фракцию «Коммунисты за демократию», что привело к отрыву части электората КПСС: демократически настроенные коммунисты по призыву Руцкого голосовали за Ельцина.
Выборы состоялись 12 июня 1991 года, ровно через год после принятия Декларации о государственном суверенитет РСФСР. Они проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства. В голосовании приняли участие 74,7% избирателей. Уже в первом туре победил Б.Ельцин с результатом в 57,3% голосов. Второе место занял основной кандидат от КПСС Рыжков, набравший 16,9%, на третьем месте оказался Жириновский – 7,8%.
Первые выборы первого президента России проходили в атмосфере большой активности партий и других политических и общественных сил. Они привлекли к себе огромное внимание граждан, что отразилось на показателях явки на избирательные участки. Избиратели полностью осознавали свою гражданскую ответственность за свой выбор и верили в то, что от их голоса зависят судьбы страны.
С учетом того, что в России в дальнейшем сложилась полупрезидентская форма республики, и фигура президента страны приобрела большое значение, президентские выборы так и остались самым заметным и значимым событием в политической жизни России.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 23 марта.