Впервые о необходимости создания в России конституционного государства заговорили в начале XIX века. Автором проекта, гарантировавшего избирательные права большей части населения, был один из умнейших государственных деятелей века Михаил Сперанский. Почему воспитанный либералами император передумал поставить действия властей в центре и на местах под контроль общественного мнения, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
12 марта 1801 года в результате заговора в России был убит император Павел I. Его правление вошло в историю как период волюнтаристских поступков ничем и никем не ограниченного царя, которого в дворянском обществе называли даже «самодуром».
После известной упорядоченности в правовом отношении, введенной Екатериной II, такое поведение непредсказуемого императора представлялось элите нетерпимым. И не случайно уже во второй фразе наследника Александра I, объявившего гвардии о смерти императора, были слова: «Всё при мне будет, как при бабушке». Александр, таким образом, безотлагательно поторопился обозначить вектор своей политики в сфере права. И это сразу успокоило и армию, и столицу, и провинцию.
Собственно, о взглядах нового императора всем было известно давно. Его ведь воспитывали не отец с матерью, а бабка Екатерина, сознательно взявшая внука в свой дом, чтобы вырастить из него своего наследника и продолжателя.
Не было секретом и то, что она собиралась передать корону сразу внуку Александру, минуя своего сына Павла. Достаточно сказать, что непосредственным воспитателем наследника был швейцарец-якобинец Лагарп, поклонник Руссо. А якобинцы ведь были самым радикальным крылом в лагере французских революционеров, они были ярыми республиканцами и сторонниками эгалитаризма – теории социального и правового равенства всех граждан.
Видимо большое влияние оказал на Александра его наставник, коли, еще будучи наследником, тот вслух мечтал о том, что он даст народу конституцию, покинет престол и будет проводить свои дни в покое в скромной лачуге на берегу Рейна.
И круг друзей у молодого наследника, а потом и императора состоял из людей откровенно либеральных взглядов. Таким образом, от Александра все ожидали серьезных прогрессивных преобразований.
И он приступил к подготовке таких реформ. Во-первых, молодой император, конечно же, немедленно восстановил в правах Жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные было Павлом I. Следовательно, вновь возвращались и выборные начала в дворянских и городских сообществах. Красной нитью в заявлениях Александра проходила идея «вместо личного произвола деятельно водворять строгую законность». Главным недостатком русского государственного порядка он считал как раз «произвол нашего правления».
Реализации грандиозных замыслов нового императора поспособствовало то, что волей случая нашелся и блестящий исполнитель его планов. Вполне можно сказать, что сам Господь Бог послал ему Михаила Сперанского – на редкость выдающегося правоведа и государственного деятеля.
Еще в семинарии мальчишке Васильеву преподаватели, потрясенные его выдающимися способностями, заменили фамилию, образовав ее от латинского «speranta» - «подающий надежды». Наполеон называл его «единственной светлою головою в России». Легенды гласят о том, что в 1807 году во время встречи Александра с Наполеоном тот предложил русскому императору любое королевство в обмен на Сперанского. А военный министр Аракчеев, казалось бы, антипод этого деятеля сказал так: «Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!»
Сперанский говорил о необходимости создания правового государства, которое в конечном счёте должно было стать государством конституционным. Он объяснял, что безопасность человека и имущества – это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных.
И вот именно этому человеку и поручает Александр составить проект коренных государственных преобразований. И Сперанский энергично взялся за этот мега-проект. В 1809 году такой проект был в основном готов. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.
Согласно этому проекту создавалась целая система представительных органов власти, избираемых населением. Сперанский предлагал наделить избирательными правами все лично свободное население в т.ч. и государственных крестьян.
И здесь, когда мы говорим о количестве тех, кто получал по этому проекту права избирателей, надо задержаться и оговориться. В нашей литературе господствует мнение, будто проект Сперанского был «не очень демократическим», так как у него без права голоса оставались помещичьи крепостные крестьяне. А, судя по той же литературе, у читателей с давних времен сложилось неверное представление о социальной структуре дореформенной России.
Говоря вообще о крестьянстве этого времени, все обычно видят перед собой сплошь феодально-зависимое сельское население, находящееся под властью помещиков. О других категориях земледельцев, как правило, почти ничего не пишут. А ведь помещичьи крестьяне не составляли и половины сельского населения. Мы имеем точные данные по 1858 году: согласно 10-й ревизии помещичьи крестьяне составляли всего 35% от всего сельского земледельческого населения. Поэтому «убийственные» характеристики проектов Сперанского, согласно которым, якобы, «большинство населения России» не получало избирательных прав, мягко говоря, не соответствуют действительности.
В разряд «государственных крестьян» еще при Петре I попали большие группы сельского населения: все «черносошные» крестьяне (не помещичьи), сибирские пашенные крестьяне, однодворцы, народы Поволжья и Приуралья. А потом при Екатерине, когда огромные владения РПЦ были конфискованы, крестьяне на этих землях также были зачислены в разряд государственных, плюс крестьяне на присоединенных территориях, плюс иностранные колонисты (немцы, греки, болгары) и т.д.
Кстати, исключение помещичьих крестьян из числа голосующих объяснялось не махровым «недемократизмом» Сперанского, а именно тем, что не свободные, зависимые от феодала люди не могли реализовать свое волеизъявление и скорее всего голосовали бы так, как им велел господин.
Таким образом, по проекту Сперанского большинство населения России могло и должно было получить избирательные права. Однако, он был сторонником имущественного ценза. Сперанский всегда подчеркивал, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А тех, кто не имел ни недвижимого имущества, ни капитала, автор проекта предлагал вообще исключать из процесса выборов.
По замыслу Сперанского выборы должны были происходить по четырехступенчатой схеме. Последовательно выбирались волостные думы, уездные, губернские и затем - Государственная Дума. Таким образом, в проекте выборы предлагалось сделать не всеобщими, не прямыми и не тайными.
Каждый представительный орган власти, каждая региональная Дума были призваны решать вопросы местного характера. Этим самым реализовывалась идея децентрализации власти, что было на то время весьма прогрессивным и расценено как забегание вперед.
Государственная же Дума выступала всероссийским представительным органом. Она должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров. Император не имел права издавать законы без согласия Госдумы, однако он имел право распустить Думу и назначить новые выборы.
Госдума наделялась правом просить об отмене незаконных актов. Дума таким образом была призвана доносить до императора представления о нуждах народа и имела право осуществлять контроль над исполнительной властью.
Разумеется, реальная власть, по проекту Сперанского, оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но он хотел поставить под контроль общественного мнения действия властей в центре и на местах. Ибо, по его мнению, «безгласность народа открывает путь к безответственности властей».
Предоставление народу избирательных прав и другие предложения Сперанского шли вразрез с консервативными взглядами большинства дворянства. Эти взгляды изложил Николай Карамзин в своей записке «О древней и новой России». Весной 1811 года записка была передана императору. И Александр, поддавшись давлению со стороны правящего класса, не защитил выдающегося реформатора. Задуманные преобразования были признаны несвоевременными, революционными и даже вредными для России. В марте 1812 года Сперанский был снят со всех государственных постов и отправлен в ссылку.
Таким образом, интересные и прогрессивные реформы в России не состоялись. Наметившийся тренд на предоставление избирательных прав широкому кругу лиц был прерван. А практика выборов даже по екатерининским жалованным грамотам стала фактически сокращаться. Либеральный в молодости Александр I с годами занялся укреплением устоев самодержавного строя.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 30 марта.