МОСКВА, 12 авг — РАПСИ. Следственный департамент МВД России начал расследование в отношении ряда сотрудников компании IKEA в связи с информацией, что они давали заведомо ложные показания следствию и суду на бизнесмена Константина Пономарева — одного из ключевых свидетелей по делу главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, говорится в документах, оказавшихся в распоряжении РИА Новости.
Браудер обвиняется в России в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Следствие считает, что он и юрист фонда Сергей Магнитский создали криминальную схему, в результате чего бюджет РФ недополучил более 500 миллионов рублей. Арестованный Магнитский в ноябре 2009 года умер в московском следственном изоляторе, Браудеру обвинение было предъявлено заочно, поскольку он не бывал в РФ с 2005 года.
Пономарев некоторое время тоже работал с Магнитским и Браудером, однако покинул фонд до того, как там начали применять схему обхода законодательных ограничений, поэтому в деле фигурирует только в качестве свидетеля.
Операция давления
Как отмечается в одном из документов, «Пономарев показал, что… весной 2013 года публично в Тверском суде Москвы дал показания о причастности Браудера к совершению налоговых преступлений».
«После этого в отношении Пономарева была развернута мощная кампания давления с целью изменения им показаний… Активизировалось уголовное преследование в отношении него, инициированное от имени ИКЕА, однако характер действий указывает на то, что представители компании ИКЕА вступили в преступный сговор с Браудером и иными лицами из фонда Hermitage Capital с целью оказания на него давления, как свидетеля обвинения», — приводится в документе мнение участника процесса.
Для проверки этой информации следователи допросили главного менеджера ИКЕА в Санкт-Петербурге Йоакима Виртанена.
«Виртанен полностью подтвердил показания Пономарева о наличии сговора между юристами ИКЕА и представителями Браудера…, (которые совместно) вынудили его дать заведомо ложные показания в отношении Пономарева и его взаимоотношений с ИКЕА по различным уголовным делам и в ходе судебных заседаний», — говорится в документе.
Явка с повинной
Как следует из еще одного документа, Виртанен на допросе написал следователю по особо важным делам явку с повинной о совершении им преступления.
В частности, в материалах сказано, что Виртанен ложно заявил о поддельных подписях на договорах ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)", которые сотрудники ИКЕА якобы не подписывали. Эти показания в арбитражных судах привели к возбуждению уголовного дела о попытке хищения Пономаревым денежных средств «ИКЕА МОС», однако «показания были опровергнуты проведенными почерковедческими экспертизами, в связи с чем уголовное дело было прекращено за отсутствием события преступления… и возбуждено уголовное дело по статье «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» по факту безвозмездного использования сотрудниками «ИКЕА МОС» имущества Пономарева в г.о. Химки».
Ранее Пономарев пытался в арбитражном и уголовном порядке взыскать с «ИКЕА МОС» задолженность и проценты в размере более 33 миллиардов рублей, однако его требования были оставлены без удовлетворения, «при этом ложные показания, данные Йоакимом Виртаненом, существенно повлияли на принятие решения», — говорится в документе.
В нем также отмечается, что, согласно новым показаниям Виртанена, тексты его ложных заявлений для следствия и суда заранее подготавливались юристом фирмы.
На основании новых сведений, полученных после допроса Пономарева и явки с повинной Виртанена, все материалы о даче заведомо ложных показаний были выделены из дела Браудера и переданы в одно из следственных подразделений МВД для проверки, сказано в документах.