РАПСИ поздравляет уважаемых женщин с прошедшим праздником и посвящает им вторую главу историко-правового проекта. В ближайшие месяцы наши авторы в серии материалов расскажут обо всех тайнах взаимоотношений отечественных законов и женщин, о том, как терял и обретал свои права прекрасный пол, и что было истинной причиной этих перемен. Начинаем мы с вопроса о древнерусском матриархате, свидетельства за и против его существования изучил кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Длительный период матриархата, считается, был характерным для истории всех народов. Правда, достоверных исторических источников о том, что такую историческую фазу развития проходили и наши предки – восточные славяне – мы в своем распоряжении не имеем.
И все же, кое-какие следы, позволяющие выдвигать подобную версию, археологами были обнаружены. «Трипольская культура», существовавшая в VI-III тысячелетиях до нашей эры на территории, где позднее образовалось Древнерусское государство, вроде бы, дает основания для такого утверждения. Например, из обнаруженных культовых статуэток (фигурок домашних божеств) 97,5% были женскими и только 2,5% мужскими. Вот, пожалуй, и почти всё.
В свете таких находок археолог М.Л.Макаревич реконструировал раскопанное трипольское здание площадью 70 кв.м. В большом зале напротив входа находится возвышение, на нем в креслах восседает 16 женских фигур. Рядом в углу стоит массивный глиняный трон с рогатой спинкой, предназначенный, очевидно, для главной матроны поселения. Но — это уже версии и гипотезы, не более.
А может быть такое преобладание женских изображений говорит не о доминирующем положении женщин в обществе, а только лишь о том, что у того народа существовал культ женщины, культ женского начала. Тоже достойная внимания версия. Ведь и позже скульпторы и художники обращались прежде всего к изображению женских образов и делали это исключительно из эстетических соображений, а не потому, что женщины главенствовали в обществе.
Таким образом, эти данные дают нам мало оснований для того, чтобы судить о преимущественном правовом положении славянских женщин на стадии родоплеменных отношений.
Скорее наоборот, самые первые известные достоверные сведения о правовом статусе женщин у славян сообщают нам, что они не обладали даже равными правами с мужчинами. Так, верховный орган власти — народное собрание — «вече» у древних славян представлял собой расширенный форум, в котором с правом решающего голоса принимали участие только взрослые мужчины. Через эту стадию «военной демократии» прошли все народы. Она зародилась еще в догосударственный период. В летописях нет никаких упоминаний о том, что восточнославянские женщины принимали участие в принятии важнейших решений на таких собраниях.
Древнейшим дошедшим до нас памятником русского законодательства является договор князя Олега с «греками», т.е. с Византией, 911 года. Одно из первых упоминаний в нем о правах женщины помещено в статье о санкциях в отношении убийцы человека. Семье убитого по этому закону полагалось вознаграждение за счет виновного, однако имущество жены убившего при этом не трогалось. «Жена убившего да удержит то, что ей принадлежит по закону». Из этой статьи мы можем сделать вывод о том, что женщина, выйдя замуж, сохраняла за собой в личной собственности всё принесенное приданое и приобретенное для себя в браке имущество.
Получается, законное понятие о принадлежности имущества лицу, а не роду уже было развито до того, что закон признавал раздельное имущество мужа и жены, и в случае взыскания за преступление мужа в удовлетворение поступало только имущество мужа, а имущество жены — «женино имение» — закон признавал неприкосновенным.
Следующим по времени памятником права был договор князя Игоря с Византией 945 года. В нем нам интересно то, что в преамбуле документа перечислены уполномоченные послы от русской стороны. Так, кроме послов от самого Игоря и его сына Святослава, упоминаются послы от княгини Ольги — супруги Игоря, от Сфандры — жены Улеба (брат Святослава) и от какой-то славянки по имени Преслава.
Следовательно, женщины имели и какие-то весомые политические права, коли имели своих представителей даже на принципиальных международных переговорах. Предположительно послы от Сфандры и Преславы были уполномочены отправившими их женщинами вести и торговые переговоры. Эти высокопоставленные дамы занимались торговлей с Византией и значит обладали значительным объемом товаров и личных средств.
Если сравнивать правовое положение русских женщин с положением женщин в германских племенах и государствах, то можно заметить, что славянки имели несколько больше прав, чем их соседки. Так, в германских источниках точно определяется бесправное положение женщины: она постоянно должна была находиться под опекой мужчины. В молодости женщина была опекаема отцом, а в браке попадала под опеку мужа. И даже если она овдовеет, то тут же ее опекуном становится ее старший сын. Русские же женщины находились под опекой только до замужества, а выйдя замуж, они освобождались от всякой опеки.
Наиболее ярким примером и доказательством того, что женщины в Древней Руси не были полностью дискриминированы в правовом положении, является судьба супруги князя Игоря Ольги. После гибели своего мужа в 945 году от рук восставших древлян она стала полноправной преемницей княжеской власти в Русской земле. И вся дружина, вся феодальная, торговая и политическая элита государства приняла это спокойно и признала Ольгу своей княгиней.
Первые же ее действия показали, что она была реальной властительницей, а не номинальной носительницей титула. Её приказы безоговорочно исполнялись всеми. Ольга изобретательно и жестоко отомстила древлянам за убийство ее мужа, но тут же упорядочила размер взимаемых податей, дабы исключить произвол властей, провоцировавший непослушание и восстания.
Огромное значение для истории Древнерусского государства имело то, что именно первая женщина-правитель смело принимает христианство в 955 (или в 957) году. Ольгу, принявшую при крещении имя Елена, с подобающими почестями дважды принимает у себя византийский император Константин Багрянородный.
Княгиня Ольга показала себя мудрым государственным деятелем, и за ней числится много славных и полезных дел: она установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она положила начало каменному строительству на Руси и т.д.
Период женского правления ознаменовался большими успехами молодого русского государства во всех направлениях. Именно за Ольгой можно признать историческую заслугу в принятии Русью христианства. Позднее княгиню Ольгу за все эти подвиги объявили святой, т.е. канонизировали. А в 1547 году она была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести в христианской истории удостоились ещё только пять святых женщин.
Принятие же христианства на Руси не способствовало возвышению женщин и расширению их прав. Скорее наоборот. Уже одно то, что женщина никогда в православной церкви не может получить сан священника говорит о ее более низком положении по сравнению с мужчиной. Богословы всегда подчеркивали, что Господь, сотворив Адама, создал Человека и только потом решил из его же ребра создать ему «помощницу».
Библия приписывает Создателю утверждение в адрес женщины: «отныне к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой». Этот постулат явно отводил женщине вторую роль в человеческом обществе. И православные богословы высказываются на этот счет довольно четко: «Мы никак не можем обойти тот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства» (священник Андрей Лоргус).
Таким образом, внедрившиеся в русское общество религиозные нормы также выступили важными регуляторами общественных отношений и в дальнейшем оказали свое влияние и на установление норм морали и права. Обозначившаяся было в русском государстве тенденция к уравнению в правах женщин и мужчин не получила своего развития и была прервана.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 20 марта.