ЛОНДОН, 17 янв - РАПСИ, Елена Пахомова, Владимир Ядута. Адвокат Бориса Березовского Лоренс Рабиновитц начал во вторник выступать с заключительным словом на судебном процессе по иску к Роману Абрамовичу, обвинив его в циничности, лжи и сговоре со свидетелями, большинство из которых были его компаньонами и друзьями, передают корреспонденты РАПСИ/rapsinews.ru.
Закрывать слушания, по процедуре, должна сторона ответчика. Однако адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн, получивший назначение в Верховный суд Великобритании, с начала года должен был приступить к исполнению новых обязанностей, поэтому судья Элизабет Глостер разрешила сторонам изменить порядок. В результате Сампшн завершил свое участие в этом процессе в конце декабря.
Выступая, Рабиновитц использовал тактику своего коллеги, ссылаясь на те пункты выступления коллеги, с которыми он не был согласен. Тогда как Сампшн называл свидетельские показания Березовского "сомнительными", Рабиновитц тоже с самого начала выступления обрушился с обвинениями в нечестности в адрес ответчика.
"Наша позиция состоит в том, что господин Абрамович был нечестен в своих показаниях, цинично манипулировал показаниями", - заявил адвокат истца, постоянно называя слова Абрамовича "абсурдными".
Рассмотрение по существу иска Березовского к Абрамовичу длится с начала октября 2011 года. Объектом спора стал ряд российских активов, среди которых порядка 43% акций "Сибнефти" и доля в РУСАЛе, обсуждаются на процессе и доли Березовского в телеканале ОРТ. Березовский заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000-2003 годах был вынужден продать указанные активы значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича. Сумма претензий Березовского превышает 5 миллиардов долларов.
Основной линией защиты Абрамовича является то, что Березовский не был акционером ни одной из указанных компаний, а деньги получал за обеспечение политической протекции, иными словами "крыши" - слово, которое звучит на этом британском процессе постоянно.
Рабиновитц упирает на то, что ответчик, говоря о "крыше", так и не смог привести ни одного примера конкретных услуг Березовского с 1995 года в рамках "крышевания".
Более того, адвокат уверен, что в ходе процесса Абрамович вступил в сговор со своими свидетелями при том, что свидетельствовать он вызывал своих деловых партнеров и близких знакомых.
"Почему сначала истец и его свидетели говорили о том, что первое соглашение 1995 года (между Березовским и Абрамовичем) было договором о финансировании (Абрамовичем) ОРТ, а потом все стали заявлять, что это была сделка о создании "крыши"? Что это, если не сговор?" - сказал адвокат.
Состав свидетелей ответчика тоже вызвал сомнения у Рабиновитца. Он недоумевал, почему Евгений Тененбаум, отвечавший в 1990-х годах за финансы "Сибнефти", несколько раз менял свои письменные показания, а бывший деловой партнер Березовского Руслан Фомичев на процессе вовсе не появился, хотя был непосредственным участником обсуждаемых событий.
Отсутствие Фомичева более всего возмутило Рабиновитца, который настаивает, что его показания могли существенно сказаться на процессе.
В ходе выступления Тененбаума уже всплывала тема, что Березовский якобы направлял в адрес Фомичева угрозы. Рабиновитцу такое развитие событий кажется сомнительным. Если же Фомичев решил не являться, потому что участвовал в составлении заведомо ложных документов в свое время (Абрамович сам признавал, что, заключая договоры в рамках создания "Сибнефти", приобретения алюминиевых активов, какие-то документы подписывались задним числом), в этом Рабиновитц тоже видит противоречия, ведь другие фигуранты тех событий в суде все-таки появились, как Ирина Панченко или Андрей Городилов.
Не обошел Рабиновитц стороной и несколько курьезных историй, всплывавших в ходе слушаний, в частности, показания о том, что Березовский был связан в чеченскими преступными группировками и ставшую уже символичной для этого процесса историю о том, как Березовский на деловой встрече с Абрамовичем и Олегом Дерипаской в лондонском отеле "Дорчестер" в 2000 году появился в халате. Все эти рассказы Рабиновитц назвал "грязными инсинуациями" и "отвратительной" попыткой очернить его клиента.
Рабиновитц продолжит выступление в среду, после чего заключительное слово возьмут адвокаты ответчиков по смежным делам, которые принимают участие в процессе: Василия Анисимова и семьи покойного Патаркацишвили.