Утром 1 марта стало известно, что бывший глава Банка Москвы Андрей Бородин получил политическое убежище в Великобритании - по крайней мере, об этом заявили сам опальный бизнесмен и один из его адвокатов. В ожидании официального подтверждения информации РАПСИ вспоминает самых известных россиян, имевших проблемы с законом на родине и одновременно с этим добивавшихся политического убежища на туманном Альбионе.
Андрей Бородин и Дмитрий Акулинин
Неприятности у бывшего руководства Банка Москвы начались в декабре 2010 года, когда Главное следственное управление при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело "в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников" банка, входившего на тот момент в пятерку крупнейших в стране. Речь шла о хищении из городского бюджета 13 миллиардов рублей, выданных банком в качестве кредита ЗАО "Премьер Эстейт".
Все происходило стремительно - в течение трех месяцев Счетная палата провела комплексную проверку, по итогам которой потребовала временно отстранить руководство банка. 5 апреля 2011 года сам Бородин, за которого до тех пор говорили исключительно адвокаты, заявил, что уже больше недели "находится на лечении за границей, однако готов вернуться в Россию, как только позволит здоровье". Через трое суток его объявили во всероссийский розыск, а уже в начале мая - в международный. Как и первого зама Бородина - Дмитрия Акулинина.
Обоим были предъявлены обвинения по части 1 статьи 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями") - на родине им теперь грозило по четыре года колонии, позднее статью переквалифицировали на мошенничество, что теперь прибавляет к максимальной санкции еще год. Далее - все как полагается: два новых дела, четыре новых фигуранта, запрос об экстрадиции, заблокированные счета, аресты имущества.
На фоне вялотекущей перепалки следователей и представителей защиты в начале мая 2012 года неожиданно прозвучало сообщение об отказе Бородину и Акулинину в предоставлении политического убежища в Великобритании. Тогда от комментариев отказались все - британский МИД "по установленной традиции", а Бородин - "по совету адвокатов".
С тех пор ни об экстрадиции, ни о политической эмиграции Бородина никто не разу не вспоминал, тем неожиданнее прозвучало сегодняшнее сообщение. Официального подтверждения которого, впрочем, пока что по-прежнему нет.
Борис Березовский
Самого одиозного политического эмигранта России на родине ждут тринадцать лет колоний - к такому сроку бывшего депутата Государственной Думы и заместителя секретаря Совета безопасности РФ в июне 2009 года заочно приговорил Красногорский суд Московской области. К тому моменту он уже почти восемь лет находился в федеральном розыске, и уже шесть лет как получил политическое убежище в Великобритании.
За последние десять лет Березовского в России судили дважды, оба раза, разумеется, заочно, и оба раза без адвокатов - бизнесмен запретил своим юристам защищать его в суде, который он называл фарсом. Судили его за хищение средств "Аэрофлота", АвтоВАЗа и ЛогоВАЗа. По первому делу ему дали шесть лет заочно, по второму - уже тринадцать реального срока.
Все это время 67-летний Березовский спокойно живет в Лондоне. Его имя всплывает в прессе, но уже только по иностранным делам. В 2011 году он заявлял, что никакого его имущества на Лазурном берегу по требованию российской прокуратуры никто не арестовывал - он его как будто бы и вовсе не имеет. Ну а на стыке 2011 и 2012 годов Березовский вместе с Абрамовичем устроили феерический процесс в Высоком суде Лондона, за которым мы следили в режиме онлайн.
В России Борису Абрамовичу также периодически о себе напоминают - в начале 2013 года Генеральная прокуратура заявила, что готовит очередной запрос об экстрадиции Березовского.
Евгений Чичваркин
Один из самых экстравагантных российских бизнесменов - бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин - живет в Лондоне с декабря 2008 года. Из Москвы он уехал, узнав о том, что следствие собирается возбудить в его отношении уголовное дело.
Дело о вымогательстве и похищении бывшего экспедитора "Евросети" Андрея Власкина было возбуждено уже в январе 2009 года. Следователи полагали, что ответственные за безопасность сотрудники компании, в 2003 году обнаружившие крупную нехватку товара на одном из складов, поймали Власкина на регулярных изъятиях небольших партий мобильных телефонов сверх того, что тот должен был перевозить. Сотрудники компании насчитали порядка 20 миллионов рублей убытка, после чего, по данным следствия, почти месяц удерживали его на разных квартирах, требуя возвращения похищенного.
Прокуратура обвиняла бывших сотрудников "Евросети" в грабеже, истязании, похищении человека, написании заведомо ложного доноса и других преступлениях. Дело в итоге полностью развалилось - обвиняемые были оправданы и даже добились компенсации за необоснованное уголовное преследование.
Все это время Чичваркин находился в Лондоне, и все это время Россия добивалась его экстрадиции на родину. Однако британский суд так и не успел решить вопрос о возвращении бизнесмена на родину - за два месяца до основных слушаний, 24 января 2011 года дело в отношении Чичваркина было прекращено. Соответственно, вопрос об экстрадиции немедленно потерял актуальность.
26 января 2011 года Чичваркин заявил, что опасается возвращаться в Россию из-за возможности новых преследований: "Я бы с удовольствием вернулся в Россию, потому что это моя родина, но я боюсь новых преследований, и у меня есть все основания полагать, что они будут, поскольку меня назначили виновным".
Игорь Сутягин
Заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игорь Сутягин оказался в Великобритании уже после того, как был осужден в России. 7 апреля 2004 года он был признан виновным в госизмене в форме шпионажа и приговорен к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Сутягин обвинялся в передаче сведений, составляющих государственную тайну, представителям британской консалтинговой фирмы "Альтернатив-Фьючерс". Эта фирма, по данным ФСБ России, являлась "крышей" для разведки США и не имела никакого отношения к научной деятельности.
К досрочному освобождению Сутягина, прямо скажем, дело не шло. 1 марта 2010 года архангельский суд отказал ему в УДО по причине того, что тот "еще не исправился и имеет некоторые взыскания". Но прошло всего четыре месяца, и случился тот самый шпионский скандал с Анной Чапмен и еще десятью мало кому запомнившимися персонажами.
Российским разведчикам были предъявлены обвинения "в заговоре с целью работы агентом иностранного правительства" и "в заговоре с целью отмывания денег. А это двадцать пять лет американской тюрьмы. На восьмой день стало известно, что Россия и США договорились об обмене, а еще через день президент Медведев подписал указ "о помиловании граждан РФ Запорожского Александра Ивановича, Василенко Геннадия Семеновича, Скрипаль Сергея Викторовича, Сутягина Игоря Вячеславовича".
Сутягина посадили на самолет, который отправился в Вену, а оттуда уже - в Великобританию, в небольшой городок под Лондоном. Сразу же было объявлено, что он имеет право просить у британцев политическое убежище, позже сам ученый заявил, что делать этого он не собирается. Судьба Сутягина, конечно, отличается от историй того же Березовского или Чичваркина, однако упомянуть о ней здесь вполне местно. тем более, что Сутягин по-прежнему живет в Великобритании, и уезжать оттуда, видимо, не собирается.
Михаил Гуцериев
Хозяин "РуссНефти" оказался в Великобритании в 2007 году. Причиной стало уголовное дело, возбужденное Следственным комитетом МВД РФ по факту нарушения тремя "дочками" входившей на тот момент в десятку крупнейших нефтяных компаний страны квот на добычу полезных ископаемых. С января по июнь налоговики подали в суды восемь исков против "РуссНефти", а в отношении самого Гуцериева было возбуждено два уголовных дела - об уклонении от уплаты налогов и о незаконном предпринимательстве.
Сам Гуцериев, в отношении которого избрали подписку о невыезде, называл свое преследование политическим, связывая его с финансированием оппозиции тогдашнего президента Ингушетии Мурата Зязикова. Давление на Гуцериева усиливалось, и в августе 2007 года он уезжает из России в Великобританию. Опальный бизнесмен сначала объявляется в международный розыск, а спустя два года уже входит в список тысячи богатейших жителей Великобритании, составленный газетой "Санди Таймс".
Слухи о том, что в октябре 2007 года Гуцериев просил у британцев политического убежища, так и не подтвердились. Да оно в итоге и не потребовалось - в Ингушетии появился новый президент, а 27 октября 2009 года стало известно, что в России отменили решение о заочном аресте бизнесмена. Впрочем, ингушские власти заявляли, что никакого отношения к решению МВД они не имели.
В апреле 2010 года все обвинения с Гуцериева были сняты, после чего он вернулся на родину.
Александр Литвиненко
Бывший подполковник ФСБ стал известен после скандального интервью в 1998 году, когда он сообщил, что ему был отдан приказ о физическом уничтожении еще одного участника нашего списка - Бориса Березовского. Покинуть Россию ему пришлось в 2000 году, спасаясь от уголовного преследования - против него было возбуждено три уголовных дела. На тот момент он находился под подпиской о невыезде - через Турцию он добрался до Великобритании, которая менее чем через год предоставила ему политическое убежище.
Дальше вы все прекрасно знаете - 23 ноября 2006 года 44-летний Литвиненко скончался в результате отравления полонием-210. Его самочувствие стало резко ухудшаться после встречи и совместного чаепития в лондонском отеле Millennium с бывшими коллегами - нынешним депутатом Госдумы Андреем Луговым и бизнесменом Дмитрием Ковтуном.
Основные слушания по делу о смерти Литвиненко должны начаться в Лондоне в этом году, но не ранее 1 мая. Основным подозреваемым британцы считают именно Лугового. Тот, в свою очередь, отрицает все обвинения, называет потерпевшим себя и проходит исследования на полиграфе в московском отеле Рэдиссон. Великобритания требовала от РФ экстрадиции Лугового, однако Генпрокуратура России заявляла в ответ, что это противоречит российской конституции.
Ахмед Закаев
Эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев получил статус политического беженца в Великобритании 29 ноября 2003 года. Этому предшествовало весьма скоротечное судебное разбирательство в Лондонском магистратском суде - слушания длились чуть более месяца, а их итогом стал отказ экстрадировать Закаева в Россию.
Российская прокуратура заявляла, что Закаев "в составе вооруженной группы совершал преступления против личности, государственной власти, общественной безопасности и порядка управления, направленные на насильственное нарушение территориальной целостности и изменение конституционного строя РФ". Предполагается, что с 1995 года по 2000 год он принимал активное участие в организации на территории РФ вооруженных групп, одну из которых численностью до 1,5 тысячи человек возглавлял лично.
С 2001 года Закаев находился в международном розыске. Суду в Лондоне предшествовало его задержание в Копенгагене, куда он прилетел на "Всемирный чеченский конгресс". Британский суд решил, что Россия не до конца использовала имевшиеся у нее возможности задержать Закаева, а также счел, что в российских тюрьмах его могут ждать жесткое обращение и пытки. Это и послужило основанием для отказа в экстрадиции, добиваться которой Россия продолжает и по сей день.
Подготовил Артем Солодков