МОСКВА, 23 авг - РАПСИ, Ирина Тумилович. Защита Веры Трифоновой, скончавшейся в СИЗО "Матросская тишина", просит возбудить уголовное дело в отношении сотрудников оперативно-розыскного бюро МВД РФ по факту провокации преступления и злоупотребления должностными полномочиями, сообщил в понедельник Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) ее адвокат Владимир Жеребенков.
По словам защитника, в понедельник он направил заявление генпрокурору РФ Юрию Чайке и главе Следственного комитета при прокуратуре РФ Александру Бастрыкину, в котором просит привлечь к уголовной ответственности оперативников, работавших на задержании Трифоновой и других фигурантов дела, поскольку они спровоцировали преступление.
Трифонова, обвинявшаяся в мошенничестве, 30 апреля 2010 года скончалась в палате интенсивной терапии хирургического отделения больницы СИЗО "Матросская тишина". Признаков насильственной смерти обнаружено не было. По информации УФСИН, Трифонова поступила в больницу с диагнозом "сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность".
По версии следствия, Трифонова, а также депутат Магаданской областной думы Георгий Шамирян и их общий знакомый - некий Шубин собирались похитить у председателя правления АКБ "МФТ-Банка" Разумова П.В. 45 миллионов рублей, пообещав ему сенаторское кресло.
Шамирян 16 декабря 2009 года получил от представителя Разумова - некоего Гидрасова требуемую сумму, из которых 42 миллиона являлись муляжом, после чего депутат был задержан, а затем оперативники задержали и остальных соучастников.
Жеребенков утверждает, что деньги не являются собственностью потерпевшего, а были предоставлены Гидрасову сотрудниками МВД РФ для проведения оперативного эксперимента и принадлежат юридическому лицу - МВД РФ. Таким образом, Трифонова и другие фигуранты дела не могли покушаться на хищение у него имущества путем обмана или злоупотребления доверием.
"А ведь именно эти действия и составляют признаки объективной стороны мошенничества", - отметил адвокат.
Кроме того, он ссылается на постановление Европейского суда по правам человека от 15 декабря 2005 года по делу "Ваньян против Российской Федерации", в котором Страсбургский суд признал незаконным создание условий оперативными сотрудниками для совершения преступления, поскольку в противном случае оно не имело бы место.
В связи с этим Жеребенков просит СКП РФ и Генпрокуратуру России прекратить уголовное дело в отношении Трифоновой и других обвиняемых в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, а также настаивает на возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников 5 отдела ОРБ номер 3 МВД РФ в связи с злоупотреблениями служебными полномочиями и провокацией преступления.
В конце июля Жеребенков также обращался в СКП РФ с требованием привлечь к уголовной ответственности начальника следственного изолятора "Матросская тишина" Фикрета Тагиева, судью Одинцовского горсуда Ольгу Макарову, вынесшую решение о продлении ареста Трифоновой, а также расследовавшего ее дело следователя Сергея Пысина.
В заявлении, которое адвокат направлял Бастрыкину, он просил возбудить в отношении Тагиева уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия), переквалифицировать действия Пысина, в отношении которого уже возбуждено дело, с халатности (часть 2 статьи 293 УК РФ) на злоупотребление полномочиями (статья 285 УК РФ), а Макаровой вменить не только должностное преступление, но и вынесение заведомо неправосудного решения (статья 305 УК РФ).
Защитник пока не получил из СКП РФ ответа на свое заявление.
Судья Макарова после инцидента уволилась по собственному желанию, однако квалификационная коллегия судей досрочно лишила ее полномочий.
Кроме того, в связи с гибелью обвиняемой в СИЗО были уволены следователь Пысин и заместитель руководителя следственного управления СКП РФ по Московской области Александр Филиппов.
По факту гибели Трифоновой следственные органы возбудили уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей) в отношении неустановленных лиц из числа медработников, допустивших длительное нахождение катетера в правой бедренной вене Трифоновой.