Президент Центра медиации и права Цисана Автандиловна Шамликашвили рассказала агентству РАПСИ о первых результатах работы закона о медиации и о перспективах альтернативного разрешения споров в России.

В июле исполнился год со дня принятия закона о медиации. Можно ли говорить о первых результатах работы закона?

Конечно, принятие закона  и встраивание нового института в правовое поле оказывает влияние на то, сколь динамично он вошел в деловой оборот, правовую культуру, общественную жизнь в целом. Повысился интерес к медиации со стороны представителей различных профессий и юридического сообщества, в частности.

Проявляется заинтересованность и лояльность медиации со стороны судей, получивших (с принятием закона) возможность рассматривать медиацию как дополнительный инструмент, содействующий совершенствованию функционирования правовой системы. Растет количество обращений с целью проведения процедуры медиации. Вместе с тем, продолжается формирование профессионального сообщества медиаторов. Возрастает внимание к внедрению медиации в систему подготовки юридических кадров. Таким образом, закон легитимизировал новый институт, создал основу для вовлечения в процесс его интеграции различных профессиональных и общественных групп.

Завершен ли с принятием закона процесс формирования правовой базы медиации?

Медиация является абсолютно новым институтом в нашей стране. Как следствие, практика его применения будет сама по себе основой для совершенствования его правовой базы в будущем. Соответственно, говорить о завершении формирования правовой базы для нового института преждевременно. Закон, вступивший в силу в январе 2011 года, создает основу для успешного внедрения и применения медиации, одновременно являясь отправной точкой для дальнейшего развития и совершенствования правовых основ ее применения.

Существует множество направлений, как в правовой сфере, так и иных областях деятельности, где потенциал медиации трудно переоценить. Возможно, со временем действие закона распространится и на сферу административных правоотношений. К примеру, в области налогового права. Не исключено, что со временем, медиация будет вноситься в законодательные акты, регулирующие деятельность в узкоспециальных направлениях, но все это подскажет опыт применения процедуры.

Есть ли у медиаторов поддержка со стороны действующих судей и руководства судов, юристов? Как воспринимает процедуру медиации общественность?

Необходимо отметить, что уже с первых шагов медиации в РФ (2005-2006 гг.) среди представителей судейского сообщества было большое количество сторонников внедрения медиации. За эти годы в результате проведенной огромной информационно-просветительской работы число их во много раз возросло. C принятием закона судьи не только могут, но и должны в соответствующих случаях обращаться к этому институту. На сегодняшний день можно сказать, что арбитражные суды в целом понимают и принимают значимость медиации и демонстрируют готовность применять этот институт. Что же касается судов общей юрисдикции, то здесь тоже имеется понимание и поддержка медиации, но одновременно необходима дальнейшая работа с судами, в том числе, с мировыми судами с целью обучения судей основам медиации, проведения мероприятий, позволяющих формировать компетентное предложение и информированный спрос на медиацию. Это важно как в профессиональной среде, в частности юридической, так и в обществе в целом.

Ранее Вы говорили о плохой информированности юридического сообщества о медиации. Ситуация меняется в лучшую сторону?

Плохая информированность юридического сообщества о медиации еще остается актуальной и она будет сохраняться еще долгое время, также как и плохая информированность общества в целом. Развитие медиации и распространение ее требует постоянных последовательных усилий. Конечно, день ото дня ситуация меняется в лучшую сторону. Вместе с тем - это общая задача, как профессиональных медиаторов, так и всех тех, кто считает, что развитие этого метода необходимо для дальнейшего просвещения граждан о сути и возможностях нового института.

Бывший глава арбитражного суда Москвы Олег Свириденко ранее заявил, что досудебные процедуры разрешения споров могут уменьшить нагрузку на судей процентов на тридцать. Каковы Ваши прогнозы? Есть ли положительная тенденция в работе судов?

Наверное, этот прогноз близок к реальности, тем более что он имеет косвенное подтверждение – судьи, применяющие медиативный подход, уже достигают мировых соглашений гораздо чаще, чем их коллеги, не использующие навыки медиации. Примером тому может служить Уральский федеральный округ, где проходит эксперимент по внедрению примирительных процедур в работу судов, принесший свои положительные результаты.

При этом сегодня у нас еще нет реально работающей системы направления сторон на медиацию судьями. Мы прилагаем всевозможные усилия для того, чтобы в судах постепенно сформировалась такая система, становясь частью культуры взаимодействия в повседневной деятельности работы судьи. И в этом смысле, конечно же, закон является большим подспорьем, давая судьям правовую основу для интеграции медиации в процесс судебного разбирательства.

В связи с утверждением министерством образования и науки РФ Программы подготовки медиаторов можно ли говорить об интересе к профессии медиатора? Будет ли новая профессия востребована и популярна не только среди юристов? Сможет ли медиация стать самостоятельной профессией?

Интерес к профессии медиатора был и до утверждения программы, но, конечно, существование программы является своего рода проясняющим моментом для тех, кто хочет всерьез посвятить себя этой профессии. Ведь программа задает основные критерии, стандарты тех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать профессиональный медиатор, дает ориентиры для дальнейшего совершенствования в профессии. А также создает условия для формирования профессионального квалифицированного тренерско-преподавательского состава, способного готовить медиаторов.

С самого начала подготовки профессией медиатора стремились овладеть не только юристы. И эта тенденция продолжается. Сегодня к нам приходят учиться менеджеры, представители технических профессий, инженеры наряду с представителями "традиционных" для медиации специальностей, таких как юристы, психологи, социальные работники. Со временем медиация может стать формально признанной, самостоятельной профессией.

Станет ли программа подготовки медиаторов платформой для создания СРО в медиации? Как в дальнейшем вы планируете отслеживать судьбу тех, кто закончил обучение в вашем центре?

Освоение программы подготовки медиаторов является одним из условий вступления в профессиональное СРО. Таким образом, она действительно вносит свой вклад в формирование саморегулируемых организаций в России. Что же касается наших учеников - выпускников центра, мы поддерживаем с ними связь, многие продолжают совершенствовать себя в профессии, проходя курс "Медиация. Особенности применения медиации", а те, кто хотят в будущем сами преподавать медиацию, приходят на тренерские курсы. Наши слушатели продолжают сотрудничать с Центром медиации и права, ведь он является источником информации, ресурсом для дальнейшего развития в профессии. Некоторые выпускники центра активно работают на местах, создают региональные представительства и филиалы. Наши выпускники, безусловно, являются основой когорты профессиональных медиаторов в России.

Как отразится на медиации создание некоммерческого партнерства "Национальная организация медиаторов" (НП "НОМ")? Что даст ее создание простому потребителю, самим медиаторам?

Прежде всего, создание НП "НОМ" - шаг к созданию саморегулируемой организации, что является очень важным для дальнейшего продвижения института медиации. Это поможет самим медиаторам находиться в диалоге друг с другом и осуществлять конструктивный диалог с внешним миром, в первую очередь с государством, с властными структурами. Все эти усилия направлены на то, чтобы медиация стала понятна, привлекательна и используема нашими гражданами.

Одной из главных черт медиации является ее ориентированность на индивидуальный запрос самих сторон, оказавшихся вовлеченными в спор, в конфликт. При этом очень важно, чтобы медиативные услуги оказывались профессионально, чтобы качество работы российских медиаторов, организаций, оказывающих услуги по проведению медиации, служило повышению доверия к новому институту со стороны граждан, предприятий, компаний, для которых обращение к медиации постепенно должно стать обычным явлением. Пользователи медиации должны иметь возможность оценить преимущества этого метода не только при разрешении конфликтов, но и в качестве способа профилактики перерастания разногласий в конфликт. Одна из задач НП "НОМ"  - создать условия для формирования четких, понятных, прозрачных ориентиров, по которым потенциальный пользователь может, рассчитывая на достоверность информации, выбрать соответствующего провайдера услуг медиации, или индивидуального медиатора.

Какую помощь могут оказать "НОМу" учредители?

Инициаторами учреждения НП "НОМ" выступили Ассоциация юристов России, Торгово-промышленная палата РФ, Союз промышленников и предпринимателей и Научно-методический Центр медиации и права - ведущая организация в сфере медиации и альтернативного разрешения споров. Прежде всего, авторитетные учредители НП "НОМ" должны проявить активную позицию по применению и распространению медиации в рамках своего сообщества и, разумеется, содействовать ее внедрению и развитию в обществе в целом.

Проявляют ли интерес представители бизнеса к институту медиации?

Представители бизнеса постепенно проявляют все большую заинтересованность в медиации. Это естественно, ведь медиация дает им возможность снизить зависимость от коррупционных тягот, все еще являющихся одним из главных препятствий развития свободного предпринимательства в нашей стране. Те, кто стремится вести бизнес цивилизованно, постепенно, будут все чаще прибегать к помощи нового института.

Вместе с тем, медиация позволяет найти реальные решения в комплексных спорах, ориентированных на реальные интересы сторон. Одновременно – гибкость, минимизация репутационных рисков. Бизнес видит медиацию не только как способ разрешения споров, но и как эффективный механизм их предупреждения.

Именно поэтому центром был разработан новый продукт, основанный на медиации и медиативном подходе – комплексно интегрированный медиативный подход (КИМП), позволяющий создать систему профилактики и оперативного урегулирования разногласий и споров в рамках организации, предприятия, корпорации.

 

Беседовал Дмитрий Щитов