МОСКВА, 2 окт – РАПСИ. Ограничительные меры в форме запрета на предоставление юридических консультационных услуг государственным и частным структурам России, введенные Евросоюзом в связи с конфликтом на Украине, являются законными, следует из решений Суда ЕС.

Постановления касаются разбирательств по делам «Нидерландская коллегия адвокатов Брюсселя против Совета ЕС» (дело T-797/22), «Коллегия адвокатов при суде Парижа против Совета ЕС» (дело T-798/22), а также «ACE-Avocats против Совета ЕС» (дело T-828/22), о которых ранее уже сообщало РАПСИ.

Люксембургский суд «подтверждает важность основополагающего права всех лиц на получение консультаций адвоката в целях проведения, упреждения или предвосхищения судебных разбирательств и считает, что рассматриваемый запрет не ставит это право под сомнение», - утверждается в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте Суда.

Введенные Советом ЕС в 2022 году ограничительные меры в отношении России включают запрет на предоставление юридических консультационных услуг, что означает, за некоторыми исключениями, недопущение со стороны любого лица, имеющего право предоставлять юридические консультационные услуги (практикующего, в частности, на территории Европейского союза), предоставлять такие услуги российскому правительству или юридическим лицам, организациям или структурам, созданным в России.

Тем не менее, указывает Люксембургский суд, такой общий запрет на предоставление юридических консультационных услуг российским государственным или частным структурам, не касается юридических консультационных услуг, предоставляемых в связи с судебными, административными или арбитражными разбирательствами.

Таким образом, запрет распространяется только на юридические консультации, которые не связаны с судебными разбирательствами, при этом юридические консультации, предоставляемые физическим лицам, не подпадают под действие запрета.

Напомнив о важности независимости адвокатов для целей гарантирования права лиц, подпадающих под действие закона, на эффективное средство правовой защиты в ситуациях, связанных с судебными разбирательствами, Суд ЕС счел, что, поскольку рассматриваемый запрет не распространяется на такие ситуации, он не влечет за собой какого-либо вмешательства в независимый статус адвокатов.

Люксембургский суд также отметил, что даже учитывая основополагающую роль адвокатов в обеспечении соблюдения прав и защите верховенства закона, на их деятельность могут накладываться ограничения, если таковые оправданы целями общего интереса Европейского Союза, при условии, что такие ограничения не представляют собой «несоразмерное и нетерпимое вмешательство, нарушающее саму суть задачи, порученной юристам в государстве, регулируемом принципом верховенства права».

Таким образом, по мнению Суда ЕС, рассматриваемый запрет, ограниченный положениями об исключениях и изъятиях, преследует цели общего интереса, не нарушая саму суть основополагающей роли юристов в демократическом обществе.