Трибунал рассмотрел необычное дело: чиновники обвинялись в предательстве региона, поскольку они не исполняли советские декреты и директивы из центра и допустили проникновение на территорию белогвардейцев. Несмотря на тяжесть обвинения, суд не стал приговаривать фигурантов к высшей мере наказания, а обносу даже счёл возможным назначить условный срок ввиду состояния его здоровья.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 20 февраля 1921 года.*
Дело о предательстве Мурманского края
В Московском Революционном Трибунале слушалось ело по обвинению гр. Юрьева А. М., Карельского А. П. и Талого К. Г., в том, что: 1) Юрьев, занимая с апреля по октябрь 1918 года выборную должность тов. председателя Мурманского Краевого Совета и неся обязанность председателя вышеупомянутого Совета за отсутствием выбывшего в Москву на съезд тов. Архангельского, самочинно вел по отношению к представителям Англии, Франции и Америки на Мурмане политику, противоположную общим директивам, переданным ему из Москвы, чуждую основным взглядам Центральной Советской власти в вопросах внешней политики, в результате чего предал Мурманский край белогвардейцам, в лице союзнического командования в Мурманске; 2) Карельский и Талый в период того же времени, состоя в выборных должностях: первый тов. председателя Краевого Совета, а второй секретаря того же совета, своей служебной деятельностью способствовали предательству Мурманского края тем же белогвардейцам.
Трибунал, проверив материалы как предварительного, так и судебного следствия, выслушав свидетелей общественного обвинителя, представителей защиты и самих обвиняемых постановил: предъявленное обвинение ко всем вышеупомянутым обвиняемым считать доказанным и приговорил: Юрьева к высшей мере наказания – расстрелу, но приняв во внимание амнистия ВЦИК от 7-го ноября 1920 года, Трибунал нашел возможным, в виду пролетарского происхождения обвиняемого, заменить высшую меру наказания десятилетним заключением в концентрационном лагере. Гр. Карельского и Талого, как соучастников в преступлении против Рабоче-Крестьянского правительства, заключить под стражу: первого сроком на 10 лет и второго на 5 лет, по приняв во внимание амнистию ВЦИК от 7-го ноября 1920 года и их 11-месячное предварительное содержание под стражей, Трибунал нашел возможным сократить срок наказания Карельскому до 3 лет, с переводом его в концентрационный лагерь, а в отношении Талого, в виду болезненного состояния его здоровья , срок пятилетнего тюремного заключения заменить ему условным заключением, с оставлением на принудительных работах, но без лишения свободы, по месту его жительства, на тот же срок.
(Известия В. Ц. И. К.)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены