МОСКВА, 5 июл - РАПСИ, Екатерина Карачева. Уголовное дело в отношении экс-сотрудницы главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Подмосковья Эммы Новиковой и ее мужа коммерсанта Арсена Кошукоева, обвиняемых в вымогательстве у жены столичного бизнесмена 900 тысяч долларов, направлено в Железнодорожный райсуд Рязани, сообщил РИА Новости во вторник источник в СКР.

По версии следствия, бывшая начальница третьего отделения четвертого отдела следственной части ГСУ при ГУВД Московской области майор Новикова и ее супруг, гендиректор ООО "Коммунальное хозяйство "Кошукоев, Беляков, Калиненко", вымогали 900 тысяч долларов у жены столичного бизнесмена, находящегося под следствием по делу о незаконной банковской деятельности. Взамен они обещали отпустить того из-под ареста.

"Поскольку Новикова и Кошукоев не могли никак повлиять на ход расследования в отношении коммерсанта, им вменили мошенничество", - пояснил собеседник агентства.

Кроме того, Кошукоеву инкриминировали похищение человека, совершенное 10 лет назад. Наказания за то преступление ему удавалось избежать, поскольку благодаря поддельной справке он давно числился мертвым, что не мешало ему открыть свой бизнес в Подмосковье и обзавестись семьей, добавил источник.

Вымогательство под угрозой ареста

В апреле прошлого года в департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД обратилась Маргарита Романова - жена учредителя и гендиректора ООО "Артэкс-связь" Владимира Романова.

"Она рассказала, что пытаясь добиться освобождения из-под ареста мужа, уже раздала взяток на 400 тысяч долларов, а вымогатели ничего не делают и теперь требуют еще больше, угрожая посадить в тюрьму и ее саму", - рассказал РИА Новости источник в СКР.

Как выяснилось, неприятности у Владимира Романова начались в октябре 2009 года, когда в офис его компании, занимавшейся предоставлением дилерских услуг операторам сотовой связи, нагрянули сотрудники подмосковного УБЭП. Полицейские провели обыск, после чего доставили Романова и его компаньонов Кевлишвили и Конякина в ГСУ. Там им было предъявлено обвинение по части 2 статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) и части 4 статьи 174.1 УК РФ (легализация преступно нажитых доходов). На следующий день Мытищинский горсуд санкционировал их арест.

"По словам жены Романова, почти сразу ей стали звонить и приходить какие-то люди, предлагавшие за взятки помочь освободить мужа", - отметил собеседник агентства. По его словам, суммы варьировались от 50 тысяч до миллиона долларов.

В середине января 2010 года, как следовало из заявления Романовой, она обратилась за помощью к подруге Ирине Рудой, которая предложила через своего знакомого в подмосковном ГУВД узнать, как на самом деле обстоят дела Романова. Через несколько дней один из приятелей Рудой дал ей координаты бизнесмена Арсена Кошукоева, жена которого Эмма Новикова работала в областном ГСУ.

Выслушав Рудую, Кошукоев обещал помочь, заверив, что его жена "может решить любой вопрос по любому уголовному делу". Через день он позвонил Рудой и назначил встречу в ресторане Pravda в поселке Горки-10 Одинцовского района, на которую приехал уже с супругой.

Новикова сообщила, что уже договорилась с начальством о передаче дела Романова в ее отдел, но за эту услугу нужно будет заплатить 50 тысяч долларов, которые пойдут якобы руководству ГСУ. Также она предупредила, что если не поторопиться, то мужу Романовой добавится еще одна статья УК - организация преступного сообщества (статья 210 УК РФ), и такое же обвинение могут вменить и ей самой. Вскоре Романова передала деньги Новиковой, после чего та сразу же улетела за границу в отпуск.

Машина в обмен на $300 тысяч

Еще до возвращения жены из отпуска Кошукоев сообщил Рудой, что дело грозит выйти из-под контроля, поскольку в отсутствие его жены материалы по Романову якобы решили передать другому следователю. Чтобы избежать новых обвинений, в том числе против и жены бизнесмена, срочно нужны еще 50 тысяч долларов. На следующий день Кошукоев получил требуемые деньги.

Как только Новикова вернулась из отпуска, она срочно вызвала Рудую на встречу, сообщив, что дела Романова опять плохи. "Прекратить расследование" на этот раз ей "мешали" оперативники УБЭП. "Их, как утверждала Новикова, можно "нейтрализовать" через ее знакомого из управления собственной безопасности (УСБ), который мог бы отстранить оперов от дела Романова", - рассказал источник в СКР. Это будет стоить уже 300 тысяч долларов, поскольку в "операции" будет задействовано якобы руководство самого главка, сообщила сотрудница ГСУ. В подтверждение Новикова пообещала, что если они договорятся, то Романова сможет еще и забрать машину мужа Porsche Cayenne, которая после его ареста хранилась на стоянке ГСУ, а его матери дадут свидание. Напоследок майор напомнила, что в случае отказа Романов "будет без вариантов осужден к длительному сроку". Его жене ничего не оставалось, как передать и эти деньги.

Через две недели Романова действительно смогла забрать машину, но дело ее мужа так и не было закрыто, а его матери свидания не дали. Когда же Рудая поинтересовалась у Новиковой и Кошукоева, что случилось на этот раз, майор заявила, что за 400 тысяч долларов "сделала уже достаточно для Романовой", и "не виновата в том, что ее руководство постоянно меняет свое мнение, передав дело Романова в другой отдел". При этом она заявила, что все еще можно изменить, "заплатив под окончательное решение вопроса" еще 600 тысяч долларов, которые пойдут якобы не только ее руководству, но и прокурору области. Рудая сказала, что у ее подруги осталось лишь полмиллиона долларов. Майор заявила, что этого тоже должно хватить, и поклялась выполнить все обещания. Этот разговор Рудая записала на диктофон.

Романова уже поняла, что ее обманывают, и запись приложила к своему заявлению. Все дальнейшие переговоры проходили под присмотром сотрудников ДСБ.

Передачу "решающего" транша назначили на 22 апреля в баре на улице Нижняя Масловка. Предварительно Рудая получила от сыщиков деньги, записывающую аппаратуру и инструкции. Сразу после передачи денег Новикова и Кошукоев были задержаны и доставлены в СКР. На следующий день майора арестовали, ее мужа пришлось отпустить.

Воскрешение из мертвых

Когда оперативники проверили отпечатки пальцев Кошукоева по базе данных, то с удивлением обнаружили, что тот уже почти 6 лет как числится мертвым.

"Также обнаружилось, что Кошукоев в свое время находился в розыске по делу о похищении в 2001 году рязанского бизнесмена и хранении оружия. Однако дело против него прекратили после того, как в ноябре 2005 года его мать пришла в военную прокуратуру Рязанского гарнизона и сообщила, что ее сын - "Арсен Кошукоев скончался 20 декабря 2004 года в селе Шалушка КБР", приобщив справку и свидетельство о смерти", - рассказал собеседник агентства.

Прокуратура проверила эту информацию, направив запрос в администрацию села Шалушка, откуда был получен "официальный ответ о смерти и захоронении Кошукоева".

Тогда столичные следователи отправили отпечатки пальцев "покойника" на экспертизу, которая показала, что дактилоскопические карты мужа Новиковой и Кошукоева, который ее заполнял в 2001 году по своему рязанскому делу, "принадлежат одному лицу".

"Лишь после этого он был арестован, а дело о похищении человека было соединено с делом о мошенничестве", рассказал источник в ведомстве. Оба обвиняемые отказались признать свою вину и давать какие-либо показания, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ "не свидетельствовать против себя"".

Дело для рассмотрения по существу направили в Железнодорожный райсуд Рязани, где Новикова была отпущена под залог в миллион рублей, ее муж остается под стражей.

Расследование в отношении бизнесмена Романова также продолжается, но суда он дожидается уже на свободе, так как был отпущен под залог.

Адвокаты обвиняемой Новиковой - Дмитрий Калиненко и Юрий Пальцев от комментариев отказались.