МОСКВА, 13 ноя – РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ не будет пересматривать решение суда об отсутствии в действиях ОАО "Федеральная пассажирская компания" (дочерняя структура РЖД) нарушений закона о защите конкуренции при проведении конкурса по техобслуживанию пассажирских вагонов всех типов в 2012 – 2026 годах, говорится в определении суда.

Тем самым суд отказал в удовлетворении заявления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ о передаче дела для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Арбитражный суд Москвы 31 октября 2013 года удовлетворил иск Федеральной пассажирской компании (ФПК) о признании незаконным и отмене пункта решения ФАС РФ от 3 декабря 2012 года о нарушении истцом при проведении конкурса. Апелляционный и кассационный суды подтвердили законность решения суда первой инстанции.

ФАС 23 марта 2012 года возбудила дело в отношении ФПК по признакам нарушения закона о защите конкуренции», выразившихся в создании препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также в осуществлении при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Решением от 3 декабря 2012 года антимонопольный орган признал ФПК нарушившей часть 1 статьи 17 закона о защите конкуренции.
По информации антимонопольного ведомства, ФПК 29 ноября 2011 года объявила открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах всех типов в 2012 – 2026 годах. Такие работы должны проводиться на территории 53 вагонных депо/участков расположенных в различных регионах РФ, которые, согласно условиям конкурса, передаются в аренду победителю.

После объявления конкурса в документацию были внесены изменения, в том числе в части ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к его участникам. Одним из таких требований являлось наличие среднегодового опыта выполнения работ, аналогичного предмету проводимого конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема указанного в техническом задании конкурса, что составляет почти миллиард рублей.

Кроме того, одним из требований, предъявляемых к претендентам на участие в конкурсе, было наличие оборудования, либо возможности приобрести оборудование, для дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента на сумму не менее чем 250 миллионов рублей без НДС.

Конкурсные заявки поступили от четырех хозяйствующих субъектов, три из которых были признаны несоответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации. В этой связи конкурс был признан несостоявшимся, а ФПК заключила договор с единственным допущенным участником – ООО «Трансремком», сообщило ведомство.

По мнению ФАС России, совокупность требований к участникам проводимых торгов, предполагаемый объем работ, а также сумма необходимых инвестиций создали непреодолимые препятствия в возможности участия в конкурсе большему числу претендентов. Кроме того, передача одному хозяйствующему субъекту такого большого объема работ на столь длительный срок создает препятствия для входа на рынок ремонта электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах другим хозяйствующим субъектам и может привести к ограничению конкуренции.

Арбитражные суды, руководствуясь законодательством, а также исходя из условий конкурсной документации, технического задания и регламента к конкурсу, сделали вывод об отсутствии в действиях ФПК нарушений законодательства, отметил ВС. Суды указали, что в спорный период не предусматривалась обязанность проведения торгов для целей заключения договора на техобслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования пассажирских вагонов.

Проведенный конкурс (торги) признан несостоявшимся и контракт с «Трансремком» заключен не по результатам торгов, а в общем порядке, установленном статьями 435, 438 Гражданского кодекса РФ, указал ВС.