МОСКВА, 11 сен — РАПСИ. Беспилотная авиация — это новый этап развития человеческой цивилизации, только на гражданские проекты «небесной империи» России будет выделено более триллиона рублей, а соответствующий нацпроект может быть согласован уже на этой неделе, такие тезисы прозвучали в понедельник на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).

«Небесная цивилизация»

Индустрия дронов — именно так следует называть новую технологическую отрасль, которую намерена развивать Россия, заявил на ВЭФ специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития, гендиректор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Дмитрий Песков.

По его словам, много тысячелетий человечество существовало привязанным к земной поверхности, чуть более 100 лет назад начался этап пилотируемой авиации, и только с развитием искусственного интеллекта и качественно новой энергетики в воздухе появились дроны, начался новый этап развития цивилизации, «небесной цивилизации», которая простирается на высоту до 500-650 километров, идет освоение «дальнего неба».

Национальный проект

В ближайшие десятилетия, отметил Песков, во всем мире будут работать над увеличением автономности и мощности ИИ дронов, и Россия намерена стать лидером в строительстве новой «небесной империи». Первым шагом к этому, по словам Пескова, станет запуск соответствующего национального проекта, который сегодня уже «практически принят», идет уточнение параметров.

«Где-то до 2030 года (финансирование национального проекта — прим. ред.) составит 1 триллион 100 миллиардов рублей вместе с ГЧП (государственно-частное партнерство - прим. ред.), не считая государственного оборонного заказа, я там не могу цифры разглашать», - сказал Песков.

В нацпроекте по беспилотникам будут участвовать все регионы России, количество дронов в воздухе планируется довести до одного миллиона. С учетом сквозных технологий в нацпроекте будет задействовано более миллиона участников. Изменения предстоит внести даже в строительные нормы и правила (СНИП).

«У нас сегодня обсуждаются проекты включения в СНИПы, то есть если вы строите новые дома, то на крышах предусматривать сразу размещение дронопортов», - отметил Песков.

Уникальная компетенция

По словам эксперта, сейчас в России активно обновляется система контроля воздуха с точки зрения промышленной безопасности объектов, то, что специалисты называют «летающий шлагбаум». Россия столкнулась в этом отношении с «небывалым вызовом», и это вызывает «огромный интерес» со стороны дружественных стран.

«У нас складывается абсолютно уникальная компетенция по этому поводу. Поэтому обращения идут прямо массово. Я уверен, что именно системы гражданской воздушной защиты <...> крайне востребованы и станут очевидно растущей статьей технологического экспорта Российской Федерации», - сказал Песков.

Спецпредставитель президента подчеркнул, что работа в индустрии дронов ведется с 2015 года, был создан задел, на который сейчас опираются специалисты, и если сейчас о чем-то не говорится публично, то не значит, что этого не существует. По словам Пескова, сейчас в индустрию дронов пришли «серьезные игроки», пошли инвестиции, и это показывает, что отрасль созрела для серьезного рывка.

На этой неделе Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов подчеркнул, что запуск нацпроекта - это очень серьезное достижение и шаг вперед. По информации Долгова, утверждение нацпроекта по беспилотникам может произойти уже на этой неделе.

Сенатор рассказал, что также Совет Федерации вместе Росавиацией и Министерством транспорта работает над сокращением сроков получения эксплуатантами беспилотников разрешений на использование воздушного пространства. Кроме того, предстоит внести изменения в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), которые позволят защитить отечественных производителей.

Кроме того, индустрия дронов, по словам Долгова, потребует сотни тысяч операторов. Для этого совместно с Министерством просвещения разрабатывается образовательная программа по профессии «Внешний пилот для беспилотных воздушных средств массой до 30 килограммов».

Новый подход к финансированию

Еще одна тема, которая относится не только к беспилотникам, но и ко всей высокотехнологичной промышленности, подчеркнул сенатор Долгов, это изменение подхода государства к поддержке и финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Первый шаг сделан — в июне правительство вынесло Постановление №986, которое дает возможность государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» финансировать НИОКР на основе портфельного подхода. Такой подход, отметил Долгов, надо проецировать на всю технологически чувствительные сектора промышленности, в том числе на производство беспилотников.

По слова сенатора, чтобы достичь технологического суверенитета, открывать новые технологические горизонты российские разработчики и ученые не должны ориентироваться исключительно на коммерциализацию, поскольку, приступая к работе, они не могут быть до конца уверены в результатах.

«Право на риск должно быть. Весь технологически развитый мир шел по пути финансирования НИОКР. При активной поддержке Совета Федерации этот аспект неплохо покрыт в нацпроектах, но я сейчас говорю об изменении методологии – здесь есть еще над чем поработать», - добавил Долгов.