Блогерство как явление существует в России уже больше 20 лет, однако наибольшую популярность оно приобрело относительно недавно. О ключевых правовых новациях в этой сфере за 2023 год  в обзоре РАПСИ.


Современные блогеры сильно отличаются от тех пользователей интернета, которые стояли у истоков этой деятельности. У них огромные аудитории, а значит и огромное влияние на человеческие умы. Их деятельность из хобби превратилась в полноценный бизнес, приносящий подчас очень большие деньги.

Два этих фактора заставили государство и общество более пристально всмотреться в блогосферу и интересоваться процессами, которые в ней происходят. В уходящем году многие государственные и общественные деятели все больше высказывать о необходимости выводить блогинг из тени. 

Как раньше больше не будет

В этом году несколько блогеров получили прямо-таки федеральную известность, однако были ей отнюдь не рады. Весной по стране прокатилась волна уголовных дел в отношении блогеров и инфобизнесменов: претензии следственных органов были связаны с неуплатой налогов.

Первой в списке была блогер Александра Митрошкина. Являясь индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) и применяя упрощенную систему налогообложения, она, получив доход от оказания услуг по реализации курсов по образованию в существенно большем размере, чем допустимый лимит, не стала переходить на общую систему налогообложения и уплачивать предусмотренные данным налоговым режимом НДС и НДФЛ, а предпочла использовать аффилированные и контролируемые ею ИП. 

В марте 2023 года следствие возбудило против нее уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с физического лица).

Также в марте фигурантами аналогичного уголовного дела стали семейная чета Чекалиных – Валерия, фитнес-блогер, более известная в сети как Лерчек, и ее муж Артем. Валерию обвиняли в неуплате налогов, ее муж прошел по той же статье, но как пособник. 

Чекалины использовали ту же схему ухода от уплаты налогов, что и Мирошкина: получая доход выше лимитов, допустимых для «упрощенки», они не торопились переходить на общую систему налогообложения. Таким образом, они уклонились от уплаты налогов на сумму более 300 млн рублей. 

Чуть позднее было заведено еще одно дело, по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). 

Впрочем, 29 декабря текущего года уголовное дело против Лерчек о неуплате налогов прекратили: звезда социальных сетей выплатила налоговым органам около 500 млн рублей. При этом делопроизводство об отмывании денежных средств пока не прекращено. 

Знаменитая в интернет-кругах создательница «марафонов желаний» Елена Блиновская, по версии следствия, тогда могла уклоняться от уплаты налогов, используя «упрощенку». По данным следствия, ущерб составил более 900 млн рублей. Денежные средства блогер легализовала путем совершения финансовых операций. Следствие вменило ей уклонение от уплаты налогов и легализацию (отмывание) денег.

Озвучиваемые следствием суммы налоговых недоимок впечатляют своими размерами – это миллионы и миллионы рублей. Заработки отечественных блогеров действительно очень велики и продолжают расти. Доход первой десятки блогеров «ВКонтакте» за 2023 год только на рекламе составляет более 300 млн рублей.

«Рост доходов от рекламы составил 174% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Большинство каналов двигаются по схожей траектории развития, а в среднем количество рекламы в telegram-каналах увеличилось на 63%. У всех блогеров встречается реклама образования (образовательные платформы, курсы). Также у многих встречается реклама банков. Можно сказать, что это две самые популярные тематики рекламы», – рассказывала гендиректор АНО «Белый Интернет», член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор Элина Сидоренко в рамках совместной с Ассоциацией Блогеров и агентств пресс-конференции «Права и обязанности блогера в интернете. Проблемы и решения», прошедшей в середине декабря.

Эксперты рассказывают, что налоговая служба и следственные органы и раньше интересовались вопросами уплаты блогерами налогов. Однако эти дела, как правило, возбуждались только по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), в примечании которой указано, что если такое преступление совершено впервые и если нарушитель полностью оплатил суммы недоимки, пеней и штрафы, то он освобождается от уголовной ответственности. Большинство тех, кто попал в поле зрения следственных органов в этом году, видимо, на это и рассчитывали. 

Однако, ряд факторов говорят о том, что позиция государства к такому отношению блогеров к налоговым обязательствам сильно изменилась. 

Во-первых, обращает на себя внимание, что и Чекалиной, и Блиновской, помимо неуплаты налогов, вменили еще ст. 174.1. УК РФ, которая уже не предполагает возможности уйти от ответственности, как в ситуации со ст. 198 УК РФ. 

Во-вторых, вышеупомянутые дела получили огромную огласку. Государство во всеуслышание заявило, что больше не готово мириться со сложившимся ходом дел и блогерам стоит «выйти из тени».

Самоорганизовались

Процессы «обеления» организационной деятельности, выстраивания диалога с государством были неизбежными. Такие недвусмысленные сигналы государства блогерское сообщество поняло правильно. Для этих целей члены профессионального сообщества создали собственную саморегулируемую организацию (далее – СРО). 

Инициативу создания СРО на базе Ассоциации блогеров и агентств (далее – АБА) поддержал первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко в рамках отраслевой дискуссии на «Российской креативной неделе» и уже к концу года СРО было зарегистрировано.

Основными целями работы АБА является участие в обсуждении законопроектов, которые влияют на деятельность блогеров, в частности, по вопросам маркировки рекламы, выделение деятельности блогеров в отдельный ОКВЭД, создание единых этических ориентиров для блогеров, а также выявление недобросовестных участников рынка.

«Теперь АБА сможет официально представлять интересы рекламных агентств и блогеров на уровне государства, принимать участие на стороне рынка в антимонопольных разбирательствах в отношении блогеров, обжаловать в арбитражном суде нормативно-правовые акты органов госвласти, а также устанавливать релевантные стандарты и нормы в сфере influence маркетинга», – отмечал сооснователь АБА Максим Перлин.

Эксперты считают, что этот шаг позволит повысить цифровую грамотность специалистов, положительно повлиять на налогообложение и рынок рекламы. 

«АНО «Белый Интернет» видит свою задачу в тесном взаимодействии с «Ассоциацией Блогеров и Агентств» в рамках разработки критериев контроля добросовестности блогеров и повышения их правовой грамотности. Мы уверены, что найдем позитивный отклик, поскольку преследуем единую цель – законность блогосферы», – отмечала Элина Сидоренко. 

Эксперт поддержала идею создания отдельного кода ОКВЭД для блогеров. Этот шаг, по мнению Сидоренко, позволит отделить черный рынок блогосферы и инфлюенс-маркетинг от серого – тех специалистов, кто хочет работать «в белую», платить налоги и соблюдать создающиеся правовые стандарты.

Демократия и этические самоограничения

Правовой статус блогеров, их доходы и налоги по большей части лежат в сфере интересов самого государства. Общество же больше волнует вопросы того, какую смысловую нагрузку несет контент, создаваемый тем или иным блогером.

Для своей аудитории блогер является лидером мнений и даже примером для подражания. При этом, не секрет, что основная аудитория большинства блогеров – это в основном дети, подростки и молодежь, то есть люди, которые находятся еще в самом начале своего личностного становления и развития, усваивания неких социальных и моральных стандартов. 

Неверные вводные, транслируемые человеком, который имеет в глазах такой аудитории определённый авторитет, перенастраивает ее моральные и этические ориентиры и сбивает с пути адекватного нравственного развития. Здесь достаточно вспомнить печально известных блогеров, создающих треш-контент, ведущих стримы (трансляция в прямом эфире посредством интернета – прим. ред.) с демонстрацией избиений и унижений других людей. 

Еще одна «претензия» общества к блогосфере – наличие в ней немалого количества так называемых инфоцыган, людей, которые продают, и подчас за большие деньги, некачественные информационные продукты, не имеющие какой-либо практической ценности. 

Бизнес-тренеры, которые учат зарабатывать миллионы за одно занятие, психологи-коучи, с образованием менеджера по продажам, раздающие советы как правильно жить и думать, «исполнители желаний», и прочие – это люди, которые фактически наживаются на чужой доверчивости и мало чем отличимы от банальных мошенников.

Вместе с тем, по мнению экспертов рынка, грести всех под одну гребенку все же нельзя – тех, кто делает качественный, безопасный и необходимый аудитории контент все же больше. 

«Спектр блогеров очень и очень широк. Есть и бьюти-блогеры, автомобильные блогеры, тревел-блогеры. Звезды, которые ведут свои аккаунты в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией) тоже являются блогерами с точки зрения рынка рекламы, маркетинга, они все равно выкладывают свой контент в интернете. Многие из них делают много социального, патриотического и качественного контента» – рассказывал СЕО «Больше Чем Агентство» Петро Шекшеев. 

Регулирование блогосферы должно поддержать законопослушных участников рынка и избежать стигматизации всех блогеров, заявлял Максим Перлин. 

«Нам очень хочется избежать некой охоты на ведьм, когда профессия блогера становится тождественной понятию мошенничества, обмана и как минимум с некачественной информацией. Поэтому мы хотим разделить эти профессии и эти категории», – уточнял Перлин на пресс-конференции «Права и обязанности блогера в интернете. Проблемы и решения».

Важной вехой в процессе регулирования сферы цифровых технологий, в том числе и блогинга, является создание в этом году Центра по защите прав граждан и бизнеса в сфере цифровых технологий АНО «Белый Интернет». Его учредителем выступило РАПСИ. Целями созданной данной общественной организации является популяризация правовой культуры, идей добросовестности и законопослушности в цифровой сфере, повышение уровня цифровой культуры и цифровой гигиены населения, расширение правовых гарантий защиты прав граждан и бизнеса в сфере цифровых технологий. 

В декабре уходящего года между АНО «Белый Интернет» и АБА было заключено соглашение о сотрудничестве, направленном на выработку единого подхода по популяризации правовой культуры, добросовестности в сети и цифровой гигиены.

Владимир Путин в рамках пресс-конференции по итогам года, состоявшейся 14 декабря, отмечал, что блогосфера сейчас является наиболее свободной и максимально демократизированной. Вместе с тем, президент подчеркнул, что отсутствие контроля со стороны государства должно компенсироваться внутренним регулированием самой сферой этой деятельности, нормами корпоративной этики и самоограничениями. 

Так, по мнению президента, блогерское сообщество должно самостоятельно разработать корпоративную этику. При этом в правовых вопросах, в том числе связанных с юридическим ликбезом, государство готово помочь, отметил Владимир Путин, отвечая в ходе итоговой пресс-конференции на вопрос блогера Саши Стоуна (Александр Зарубин).

Эксперты рынка также считают, что ранняя профилактика и самостоятельное обучение цифровой грамотности поможет блогерам не иметь проблем с законом и обезопасить подрастающее поколение от кибер- и обычных угроз.

В уходящем году сформировалась парадигма взаимоотношений государства и блогосферы. В ее основе на сегодняшний день лежит не контроль, ограничение или запрещение такой деятельности, а желание прийти к правовому, цивилизованному, этичному и безопасному формату блогосферы.