Интерес россиян к независимому общественному наблюдению за выборами значительно вырос, так как они хотят защитить себя от «информационного шума» и массива фейков, считает заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате (ОП) РФ, исполнительный директор Ассоциации Независимый общественный мониторинг (НОМ) Алена Булгакова.

Эксперт в преддверии итогового форума «Сообщество» рассказала в эксклюзивном интервью РАПСИ об эволюции института общественного наблюдения за выборами, уникальной программе обучения наблюдателей и о росте гражданского самосознания россиян.


− Очевидно, что выборы в Госдуму этого года были новым рубежом, который успешно преодолела система общественного наблюдения за выборами. Как эксперт в этой области, не могли бы вы рассказать, пожалуйста, что было более наглядно, какую эволюцию совершил институт общественного наблюдения в России за последние несколько лет?

Общественное наблюдение как самостоятельный институт зародился в 2018 году и с тех пор, в масштабах всей страны, мы можем наблюдать его постепенное и значительное развитие. Эволюционировала внутренняя структура института, состав и численность его участников, его возможности и, конечно, отношение к наблюдению со стороны россиян и политических акторов. Конечно, двигателем в этом процессе была реальная практика общественного контроля – фактически на каждой муниципальной, региональной и федеральной кампании общественные наблюдатели и независимые эксперты выступали первоисточниками объективной информации о выборах, действуя в проблемных ситуациях решительно и следуя принципам неангажированности.

Именно участие общественных, независимых наблюдателей и экспертов помогло со временем свести к минимуму число серьёзных нарушений на выборах, а доверие к ним была, есть и будет – ключевая ценность отечественной избирательной системы. В обучении и направлении наблюдателей на выборах со временем стало участвовать всё большее число некоммерческих организаций самых разных направлений: на выборах в сентябре их насчитывалось более 2000. В 2021 году мы можем отметить и другую значимую тенденцию (на мой взгляд, она переходит в качество устойчивого признака всей системы) – профессионализация наблюдательского сообщества.

Составляя портрет наблюдателя сегодняшнего дня, мы пришли к выводу, что это люди, которые уже не первый год участвуют в общественном контроле за выборами, у них есть чёткий запрос на качественное и независимое наблюдение.

Все эти принципы мы отразили в программе, разработанной Общественной палатой РФ совместно с Ассоциацией НОМ и партнёрскими организациями. Официальный запуск она получила в феврале этого года, после чего проводилась во всех регионах страны до дней голосования. Как итог, на избирательные участки в сентябре вышли всесторонне подготовленные, обладающие знаниями и практикой по всем возможным ситуациям и процедурам активные граждане нашей страны.

Общественные наблюдатели в условиях новых вызовов и реалий стали активными участниками избирательного процесса: в Единый день голосования они вовремя сообщали о возможных проблемах и нарушениях, предотвращали их, а также рассказывали о своих наблюдениях на площадках социальных сетей, благодаря чему за последние годы сформировалось устойчивое доверие к самому институту общественного наблюдения.

Сообщество общественных наблюдателей постепенно увеличивается, как и возможности контроля, однако принципы максимальной неангажированности, объективности при освещении выборов, активная гражданская позиция остаются неизменны. На мой взгляд, именно эта идеологическая база, которую, к слову, как показала практика, разделяют уже и политические акторы, обеспечивает устойчивость и стабильность института наблюдения. 

− Изменилась ли за тот же период система подготовки общественного наблюдения?

Система подготовки общественных наблюдателей за время существования института изменилась значительно: в 2021 году Общественная палата и Ассоциация НОМ совместно с ведущими представителями экспертного сообщества разработали уникальную и масштабную по своим охватам программу по обучению россиян, которые желают принять участие в наблюдении за выборами.

Программа была представлена и запущена в регионах страны в феврале, после чего обучающие семинары проводились до сентября включительно. Обучение было доступно как для наблюдателей, которые хотят выйти на участки в статусе «общественных», так и для наблюдателей от политических партий и кандидатов.

Мы не разделяли наблюдателей от различных субъектов, а чётко следовали главной идее: обеспечить независимое наблюдение на выборах, которое позволит поставить заслон провокаторам и нарушителям. Нам удалось достигнуть этого результата, благодаря тому, что на двухдневных семинарах их участники получали фундаментальные знания об основах и тонкостях избирательного процесса, многодневного голосования, поведении в нестандартных ситуациях и психологической устойчивости.

И, конечно, всё осталось бы сухой и неэффективной теорией, если бы не большие практические блоки, моделирующие ход избирательного процесса. Здесь каждый мог проверить свои знания «здесь и сейчас», преодолеть барьеры и осознать значимость своей миссии.

− Является ли этот результат в том числе заслугой общественных палат субъектов РФ, на базе которых готовятся наблюдатели?

Общественные палаты субъектов РФ сыграли ключевую роль в проведении обучающей программы для наблюдателей. Общаясь с членами палат буквально каждый день, мы осознали, как много сил и усердия они вложили в то, чтобы в каждом муниципальном районе своего региона довести до активных граждан ценную и необходимую информацию о предстоящих выборах, преподать теорию и практику максимально интересно и доступно.

В тесном партнёрстве с представителями палат работали и авторитетные электоральные эксперты, разъясняя в ходе проведения ролевых игр, модели поведения в сложных ситуациях, их решения, исходя из своих знаний и многолетнего опыта общественного наблюдения.

− На ваш взгляд, интерес граждан к общественному наблюдению в целом можно охарактеризовать с точки зрения роста? Способствует ли интеграция граждан в процесс выборов не только как избирателей, но и как наблюдателей развитию гражданского общества в РФ?

Безусловно, в гражданском обществе на сегодняшний день существует запрос на независимое от каких-либо политических сил и представлений наблюдение и объективную оценку «с полей», а не с высоких трибун. За последние годы, действительно, мы можем наблюдать рост гражданского самосознания и интерес к участию в политических процессах.

Вместе с тем, интерес к независимому наблюдению растёт и в связи с постоянным «информационным шумом», который нас окружает, с искажённой информацией о выборах и массивом фейков. Общественное наблюдение – это институт, благодаря которому уже сотни тысяч россиян начинают по-новому, освобождаясь от негативных стереотипов, смотреть на выборы своими глазами.

Рассказывая об увиденном в своих социальных сетях, они формируют устойчивые общественные связи, следствием чего является повышение доверия к общественному наблюдению, транслирование на свой ближний круг принципов и идей объективного подхода к освещению выборов. Только так, формируя гражданскую идентичность в контексте общественного наблюдения, можно внести свой посильный вклад в решение глобальных задач – совершенствование и развитие политической системы и избирательных процессов в стране.