МОСКВА, 27 июн — РАПСИ. Россия является абсолютным мировым лидером в сфере полноформатного применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ), говорится в докладе Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ).

«По состоянию на текущий год, онлайн-голосование в той или иной форме используется только в 16 странах мира. При этом только в трех государствах законодательно закреплена возможность голосования на всей территории страны (Россия, Эстония, Объединенные Арабские Эмираты). В контексте полноформатного применения онлайн-голосования Россия является абсолютным мировым лидером, действует с позиции страны-инноватора, исходя из собственных технологических возможностей», - следует из доклада по теме: «Развитие института общественного наблюдения в условиях цифровизации избирательного процесса».

По мнению его авторов, лидерство России в этой области предусматривает расширение оригинальных, национально-ориентированных стандартов, подходов и практик общественного наблюдения за новейшими форматами выборов.

«Ключевой задачей для общественников становится распространение независимого наблюдения на всех этапах выборов для обеспечения их прозрачности и законности. Общественным наблюдателям в настоящее время доступны наиболее важные данные о ходе голосования: число участников ДЭГ, число созданных и использованных электронных бюллетеней, зашифрованные блоки информации о результатах волеизъявления, информация о формировании цепочек блоков информации в базе данных, доля участников, погасивших электронные бюллетени», - отмечается в докладе.

В НОМ напомнили, что в настоящее время наблюдение за ДЭГ доступно всем участникам избирательного процесса, включающего представителей институтов гражданского общества и парламентских партий: членам ТИК ДЭГ, наблюдателям, назначенным кандидатами на специализированном федеральном портале, общественным наблюдателям в Общественной палате (ОП) РФ и региональных центрах наблюдения, всем пользователям на специализированных порталах. С прошлого года ОП РФ совместно с профильными организациями обучает наблюдателей за электронным голосованием в период публичного тестирования электронной системы.

Как обращают внимание авторы доклада, важной особенностью развития в России института общественного наблюдения и контроля за ДЭГ является опора на национальный опыт, которая обусловлена существенными различиями в масштабе и характере цифровизации избирательного процесса в различных государствах, а также ограниченным мировым опытом. 

«Основным объектом общественного наблюдения и контроля за онлайн-голосованием является соблюдение установленных законом процедур технического сопровождения и подсчета голосов избирателей. На этапе непосредственного волеизъявления объектом общественного наблюдения становится безопасность персональных данных избирателей, защищенных законом.

На протяжении выборов важным объектом наблюдения является целостность системы ДЭГ, которая защищена как от внутренних, так и от внешних вмешательств», - поясняется в документе. 

В НОМ уверены, что комбинация устоявшихся и зарекомендовавших себя механизмов общественного наблюдения за процедурами проведения выборов и актуальных онлайн-инструментов, открывающих доступ к инфраструктуре ДЭГ, позволяет обеспечить непрерывный и эффективный контроль за ходом голосования. «Предоставляемые технические возможности наблюдения за дистанционным голосованием должны максимально использоваться общественниками. Формирование федеральной системы общественного наблюдения за ДЭГ имеет широкие перспективы, связанные с распространением единых стандартов наблюдения в регионах и муниципалитетах, совершенствованием подготовки профессиональных наблюдателей за ДЭГ, разработкой и продвижением учебных и методических материалов, расширением сети наблюдателей и экспертов при совместных усилиях ответственных институтов гражданского общества», - отмечается в докладе.

На выборах в Единый день голосования, 10 сентября этого года, система дистанционного электронного голосования, по решению ЦИК России, будет использована в 25 регионах. Всего на участие в выборах с использованием ДЭГ были получены заявки из 31 субъекта, которые были оценены специалистами, исходя из возможностей обеспечения функциональности и безопасности системы дистанционного голосования.