В 1937 году по закону о судоустройстве СССР союзных и автономных республик суд и прокуратура вышли из ведения Наркомата юстиции ЯАССР и заняли особое место в системе органов государственной власти.

Главсуд ЯАССР на территории Якутской республики являлся, согласно УПК, второй инстанцией и по делам контрреволюционным, крупным организованным хищениям, а также в отношении привлекающихся по должности - судом первой инстанции с последующей кассацией в Верховный суд РСФСР.

Главсуд имел следующую структуру:

- судебно-кассационную по промышленным районам: Нарсуды г. Якутска, Алдана, Тимптона, Томмота, Ленского и Учура.

- Судебно-кассационная коллегия по сельскохозяйственным и Северным районам, куда входили районы Республики. Эти судебно-кассационные коллегии рассматривали все поступающие от нарсудов кассационные и судебные дела, независимо от гражданского и уголовного производства по территориальному признаку.

- Специальная коллегия, образованная, согласно постановления Правительства союза от 10 июля 1934 года, которая рассматривала исключительно уголовные дела в порядке суда первой инстанции по контрреволюционным преступлениям, по крупным хищениям бандитизму и др. государственным преступлениям, расследование которых было проведено органами НКВД, по шпионажу, диверсиям.

Главсуд подчинялся Верховному суду РСФСР и НКЮ РСФСР, от которых исходили директивы и циркулярные указания.

Главсуд и нарсуды кроме своих прямых обязанностей занимались также осмотром состояния совхозов, колхозов, кулацких хозяйств и т.д.; хранением сельскохозяйственных машин, содержанием скота, рабочих машин, питанием рабочих, уборкой урожая, следили за выполнением коллдоговоров, обязательно присутствовали на общих собраниях служащих и рабочих совхозов и колхозов. И обязательно два раза в год составляли отчет о проделанной работе в НКЮ ЯАССР и РСФСР.

В 1937 году Главный суд был переименован в Верховный суд ЯАССР, Президиум и Пленум были упразднены. Продолжали действовать коллегии по уголовным и гражданским делам, которые стали одновременно и судебными, и кассационными. Функции судебного управления целиком сосредоточились в наркомате юстиции ЯАССР.

Верховный суд помимо непосредственной судебной работы осуществлял еще функцию органа руководства и судебного управления. С организацией Наркомата юстиции ЯАССР - в марте 1937 года - и принятием положения о наркоме юстиции ЯАССР в августе 1937 года взял на себя также функции судебно-организационного управления, инструктирования судучреждений ЯАССР, решение вопросов информации, судебной статистики структуры, сети, штатов, руководство работой нотариата, коллегии защитников, судисполнителей, общественных судов, учет кадров и т.д.

Верховный суд в первой инстанции рассматривал в основном уголовные дела, связанные с репрессиями, остатками классово враждебных и антиобщественных элементов. В основном карательная политика сосредотачивалась на преступлениях, представляющих наибольшую социальную опасность для социалистического общества, борьбе с так называемыми контрреволюционными элементами, расхитителями соцсобственности, с бандитизмом, с ворами-растратчиками, и применяла к ним в основном жесткие меры - расстрелы, лишения свободы на большие сроки.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 декабря 1936 года был упразднен специальный воднотранспортный суд Ленского речного бассейна, и все дела были переданы в подсудность Верховного суда, что значительно увеличило объем работы как суда первой инстанции.

10 декабря 1938 года вышел приказ НКЮ СССР за №6/зс о выборах народных судей. В соответствии со ст.109 Конституции СССР, ст. 22 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, постановлялось, что народные судьи избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Этот порядок выборов народных судов явился громадным шагом на пути демократизации суда. Количество народных судов для каждого района устанавливалось советом народных комиссаров.

В 1948 году на основании «Положения о дисциплинарной ответственности судей» была образована коллегия по дисциплинарным делам для рассмотрения дел о дисциплинарных проступках председателей и членов судов.

Верховный суд ЯАССР уже не назначался и избирался Верховным Советом ЯАССР на 5 лет.

В 1954 году для расширения прав республиканских и местных судов и усиления судебного надзора за ними в составе Верховного суда был вновь создан Президиум. Верховный суд получил право пересматривать приговоры и решения в порядке судебного надзора в своем Президиуме.

В это время Верховный суд ЯАССР работал над выполнением Приказов МЮ СССР, МВД СССР и генерального прокурора СССР. Верховный суд имел выездную сессию, т.е. рассматривал уголовные и гражданские дела непосредственно на предприятиях, в колхозах, общественных местах. Обычно слушания дел назначались в нерабочее время, что привлекало к ним внимание большого числа населения. Во время нахождения суда в совещательной комнате, прокуроры обычно проводили с гражданами вечер вопросов и ответов, лекций на правовые темы.

Большую роль в борьбе с преступностью вели народные заседатели. Особенно роль народных заседателей возросла при создании Совета народных заседателей. Так почти во всех крупных районах ЯАССР в 1963 году были созданы Советы народных заседателей. Советы были разбиты на различные секции: по контролю за условно осужденными, по оказанию помощи товарищеским судам, по пропаганде законов, по исполнению решений суда. Секциями руководили судьи.

Были при суде еще так называемые товарищеские суды. Всего в Якутской АССР было 826 товарищеских судов. Верховным судом систематически проводились ревизии и проверки в 18 районных /городских/ народных судах.

В декабре 1972 года прошли выборы Верховного суда ЯАССР. Состав суда был обновлен.

Верховный суд осуществлял свою деятельность в соответствии с требованиями конституционных норм о правосудии. Рассмотрение уголовных и гражданских дел в судебных коллегиях по кассационной инстанции и осуществление судебного надзора проводилось в соответствии с регламентацией процессуальных норм и руководящих указаний Верховного суда СССР и РСФСР.

В целях улучшения качества и эффективной работы Верховного суда и народных судов республики приказом от 24 марта 1980 года все члены Верховного суда, избранные на новый конституционный срок, были закреплены по определенным районам, в соответствии с установленными законами.