МОСКВА, 5 июн — РАПСИ. Почему тиражи детской прессы снижаются, может ли она существовать без рекламы и как мотивировать подростков читать газеты и журналы обсудили в Общественной палате (ОП) РФ в ходе круглого стола «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы развития», приуроченного к Международному дню их защиты.

«Детские и юношеские издания играют важную роль в просвещении и воспитании подрастающего поколения. Однако эта категория газет и журналов, как и остальная пресса в России, сталкиваются с многочисленными проблемами. В 2018 году тиражи детской прессы в среднем снизились на 15%, при этом у тиражных лидеров снижение было еще большим в связи с негативной ситуацией на рынке распространения, включая подписку и розницу», — сказал председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

Есть ли жизнь без рекламы

Председатель комиссии ОП РФ отметил, что проблемы в сфере распространения прессы наиболее болезненно сказываются именно на детских изданиях, которые лишены значимых доходов от реализации рекламных площадей и полностью зависимы от денежных средств, поступающих от дистрибьюторов. Так, по словам президента ИД «Лев» Льва Елина, продажа детских СМИ в 2018 году упала на 33%, а по оценке АРПИ «Сибирь» — на 28%.

Елин считает, что необходимо внести корректировки в налоговое законодательство и предусмотреть увеличение льготного списания с 10 до 30%, снизить тариф страхового взноса в ПФР с 22 до 8%, вернуть существовавшие до 2014 года государственные субсидии на подписку, а также включить детские СМИ и книги в программу Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2030 года.

В свою очередь вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Александр Оськин предложил еще один вариант решения проблемы. «Во-первых, нужно вывести подписку из коммерческой деятельности почты и перевести ее в категорию «Универсальные почтовые услуги». Это длительный процесс, и за него надо бороться. Поэтому у меня есть другое революционное предложение только для детской прессы — ввести сертификат подписки, который покроет все затраты почты по доставке детского издания», — сказал Оськин.

Достучаться до государства и бизнеса

Исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии Елена Шитикова отметила, что уже долгие годы медиасообщество пытается доказать, что печатные детские СМИ востребованы: «Нужно и родителям, и детям рассказать об их существовании, об их роли, а для этого нужны программы по социальной рекламе, по продвижению чтения вообще и детских изданий в частности, нужно уметь заходить в школы. Если нет запроса на воспитание и образование в государстве, это ни к чему нас не приведет. И наша задача — создать этот запрос, объяснить, что это не просто глянцевое издание, а образовательный момент в жизни каждого ребенка».

По ее словам, все программы по поддержке детских изданий должны приниматься в первую очередь потому, что «дети — основа государства, и, если в них не вкладывать сегодня, не понятно, к чему мы придем завтра».

Она также подчеркнула, что открытым остается вопрос о социальной ответственности бизнеса: «Мы знаем, как многие серьезные бизнесы поддерживают серьезные СМИ, но мы не знаем истории, когда те же серьезные СМИ поддерживают детские СМИ». Шитикову поддержал председатель комиссии ОП РФ, добавив, что, если государство будет заинтересовано в детской периодике, то и бизнес будет заинтересован.

Рекомендовать читать

В ходе дискуссии участники сошлись на мнении, что необходимо включить социально значимые детские издания в список рекомендуемой для внеклассного чтения литературы для детей и школьников. Кроме того, общественники предложили проводить в крупных населенных пунктах ярмарки выходного дня детской и юношеской периодики.

Председатель Ассоциации национальных СМИ, генеральный директор медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова уверена, что к решению проблемы необходимо привлекать не только Министерство просвещения РФ, но и региональные министерства образования и ведомства, работающие в данной сфере.

«Сейчас в свой профильный комитет науки и образования в своем региональном парламенте мной внесено предложение о поправке, которая, на мой взгляд, отчасти направлена на системное расширение этой среды. В частности, чтобы периодическая детская печать была рекомендована в качестве внеклассного чтения. Только с такой поправкой в строчке закона региональное министерство образования возьмет это на вооружение», — сказала Христофорова.

По итогам круглого стола составлены предложения по развитию детских СМИ, в ближайшее время они будут переданы в профильные ведомства для рассмотрения.